АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Священный долг пред Родиной и верой. О вкладе Церкви в общую Победу
22.06.2020
О Великой Отечественной войне сейчас говорят часто и много. Снимаются фильмы, пишутся книги, публикуются воспоминания ветеранов, становятся достоянием общественности рассекреченные документы… И всё же в истории страшных военных лет остаются страницы, о которых известно далеко не всем. Например, не все знают, что Русская Православная Церковь все эти годы помогала своей стране и своему народу не только словом, но и делом. В День памяти и скорби – 22 июня – портал istorianaroda.ru рассказывает о вкладе Русской Православной Церкви в победу Советского Союза над гитлеровской Германией. Два десятилетия гоненийПосле революции 1917 года в истории Русской Православной Церкви настали тяжёлые времена. В Гражданскую войну храмы разорялись и грабились как красными, так и белыми; в голодные 1920-е церковное имущество начали изымать в качестве источника средств для помощи голодающим Поволжья, а в 1930-е и вовсе началась официальная борьба с религией. В 1931 году был взорван Храм Христа Спасителя, а в 1932 году в стране была объявлена «безбожная пятилетка»: согласно подписанному Сталиным декрету, к 1 мая 1937 года в СССР не должно было остаться ни одного верующего. Репрессии тоже не обошли РПЦ стороной: только с 1937 по 1938 год в нашей стране был расстрелян или репрессирован каждый второй священнослужитель. Сейчас это сложно себе представить, но на момент начала Великой Отечественной войны число действующих храмов в нашей стране исчислялось лишь несколькими сотнями, если не учитывать храмы, находившиеся на территориях, которые были присоединены к СССР в 1939-1940-х годах. В Советском Союзе не было ни одного зарегистрированного действующего монастыря. Не считая представителей высшего духовенства, живших за границей, на свободе оставались всего четыре действующих архиерея. Стоит ли говорить, что каждый из них жил в ожидании ареста. «Накануне войны Церковь была практически уничтожена. Конечно, не в сакральном смысле – это невозможно, а в физическом», – констатирует доктор исторических наук Ольга Васильева, специалист по истории РПЦ в XX веке (экс-министр просвещения России – прим. ред.). День 22 июня 1941 года совпал с православным праздником: в этот день Церковь празднует Собор всех святых, в земле Русской просиявших. В православной традиции любые катаклизмы, в том числе и война, воспринимаются как Божье наказание за отступничество: народ отходит от Бога, за это бывает наказан, проходит через испытания, после чего вновь возвращается к вере. Если следовать логике, к началу войны в РПЦ должны были отнестись как к закономерности. Однако этого не произошло. Церковь разделила все тяготы со своим народом, с которым у неё был общий враг и общее Отечество. Благословение на подвигЗнаменитая песня «Вставай, страна огромная!» прозвучала 26 июня 1941 года. Легендарное сталинское «Братья и сестры!..» было произнесено только 3 июля 1941 года. А 22 июня, в день начала войны, Патриарший местоблюститель, 76-летний митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) разослал по всем приходам обращение, в котором говорилось, что Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю, – писал отец Сергий. – Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой и выходили победителями». Далее митрополит Сергий призвал соотечественников не посрамить славной памяти предков и заверяет, что в час тяжких испытаний найдётся дело каждому – рабочим и крестьянам, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа, – говорится в обращении. – Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». В конце обращения митрополит Сергий призывает священнослужителей не искать «выгод на той стороне границы» и «положить души своя вместе с паствой». Всего за годы Великой Отечественной войны митрополит Сергий обращался с патриотическими посланиями несколько десятков раз. Позже, в 1943 году, первоиерарх говорил, что у него не было необходимости задумываться, какую позицию нужно занять Церкви в ходе Великой Отечественной войны: «Простое приличие не позволило бы нам занять какую-нибудь другую позицию, кроме той, какую мы заняли, то есть безусловно отрицательную ко всему, что носит на себе печать фашизма, враждебную к нашей стране». Стоит добавить, что к православному народу обращались и другие представители высшего духовенства, например, Ленинградский митрополит Алексий (Симанский) и патриарший экзарх Украины Николай (Ярушевич). Их послания утешали верующих, поддерживали их веру в победу и формировали патриотические чувства. Крах иллюзийПо правде говоря, и в нашей стране, и в эмиграции были люди, которые надеялись, что Гитлер освободит Россию от большевиков и создаст независимое русское государство. Видимо, ориентировались на пример Александра I, освободившего Францию от Наполеона. У Гитлера, разумеется, подобных планов не было, несмотря на выбитую на ременных бляхах немецких солдат надпись «С нами Бог». Нападение фашистской Германии имело простую цель – расчленить страну, а не просто уничтожить богоборческий коммунистический режим. «По доктрине христианство у немцев тождественно иудаизму, что противоречит немецкой расовой теории, – объясняет Ольга Васильева. – Немцы хотели сделать очень простую вещь. Зная, что русские религиозны, они собирались за короткий срок создать квазирелигию, заменив христианский крест свастикой». Митрополит Сергий (Страгородский) на подобные настроения реагировал крайне жёстко и напоминал в своих воззваниях, что «пастырей, готовых идти в услужение к врагам нашей Родины и церкви», покарает духовный меч, вручённый Господом. Впрочем, иллюзия о якобы христианской миссии Гитлера быстро разбилась о реальность. Недаром фашисты на оккупированных территориях расстреливали священников, посмевших огласить с амвона июньское послание Сергия. Тех же, кто поддержал оккупантов, к чести православного духовенства, были единицы. На фронте и в тылуВажно понимать, что в первые годы войны Церковь существовала фактически сама по себе и действовала независимо от власти. Более того, обращения высшего духовенства к пастве вообще были противозаконны, поскольку по закону они должны были окормлять верующих только в пределах своих храмов. При этом священнослужители делали всё, что должно, в оккупации, в тылу и на передовой. Епископ Лука (Войно-Ясенецкий), тот самый Святитель Лука Крымский, в честь которого названа учреждённая недавно медаль за заслуги в здравоохранении, на момент начала войны находился в третьей по счёту ссылке. Он направил в правительство телеграмму, где сообщал, что он – квалифицированный гнойный хирург и готов оказывать помощь советским воинам на фронте или в тылу. Его перевели в эвакуационный госпиталь в Красноярске, и он в течение нескольких лет делал по 3-4 операции в день, успевая консультировать коллег из других больниц и даже публиковать «Очерки гнойной хирургии». За эту книгу в 1946 году он получил Сталинскую премию, часть которой он перечислил в помощь детям, пострадавшим в войне. Когда срок ссылки закончился, Лука был возведён в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. Священнослужители воевали в рядах действующей армии, помогали партизанам на оккупированных территориях, собирали средства на нужды фронта. Прихожане жертвовали вещи, облигации и деньги, духовенство – облачение и кресты. Яркий пример – подвиг священника Феодора Пузанова, который сумел собрать на оккупированной псковской территории и передать на «большую землю» около 500 тысяч рублей. В это сложно поверить, но за годы войны по приходам было собрано и направлено в фонд обороны страны около 300 миллионов рублей. На эти средства были построены истребительная эскадрилья «Александр Невский» и танковая колонна «Димитрий Донской» из 40 танков Т-34. Не стоит забывать и о духовной битве, которую вели священнослужители. Занимаясь мирскими делами, они ни на секунду не забывали о своём служении и неустанно молились. Впрочем, в эти страшные годы молились многие: как говорят, на войне атеистов не бывает. Начало возрожденияК 1943 году руководство страны в лице Иосифа Сталина стало понимать, что у Русской Православной Церкви есть мощнейший потенциал, который можно и нужно использовать как внутри страны, так и в международных отношениях. «Летом 1943 года было ясно, что войну Советский Союз уже выиграл и что следующим шагом будут территории в Европе, которые окажутся в зоне нашего влияния, – объясняет Ольга Васильева. – Через систему православного единства, то есть через церкви, которые до 1917 года имели тесное единение с РПЦ, можно продвигать государственные идеи. Но для этого её необходимо восстановить». Кроме того, близилось открытие второго фронта, и международные связи РПЦ могли быть полезны для активного формирования общественного мнения в странах-союзницах. Легендарная встреча в Тегеране состоялась в декабре 1943 года, а незадолго до этого, 4 сентября 1943 года, Сталин вызвал в Кремль митрополитов Сергия, Алексия и Николая. Кроме священнослужителей, на этой исторической встрече присутствовали зампред Совнаркома Вячеслав Молотов и полковник НКВД Георгий Карпов. По результатам разговоров было принято решение созвать Архиерейский Собор, избрать Патриарха, возобновить деятельность Синода, открыть богословские курсы и академии, запустить свечные заводы и снова начать издавать журнал Московской Патриархии. Параллельно начала сходить на нет антицерковная пропаганда. В 1942 году даже вышла книга под названием «Правда о религии в России». Рассчитана она была на зарубежных читателей, обеспокоенных жестокими гонениями на Церковь в СССР. На Архиерейском Соборе РПЦ 8 сентября 1943 года Патриархом был единогласно избран митрополит Сергий (Страгородский). К сожалению, прожил он недолго, и в феврале 1945 года РПЦ возглавил митрополит Алексий (Симанский), остававшийся во главе Церкви около 25 лет. В 1945 году Пасха пришлась на 6 мая, день Георгия Победоносца. До Великой Победы оставалось всего несколько дней... При подготовке публикации использованы материалы документального фильма «За веру и Отечество», снятого по заказу ОАО «ТВ Центр» в 2010 году, и работы священника Александра Колесова «Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны» (Московские епархиальные ведомости, №№3-4, 2005). P.S. В книге «История, рассказанная народом», где собраны воспоминания участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, встречаются рассказы представителей самых разных религий. Конечно же, есть и материалы, глубоко проникнутые православной верой. К примеру, О.А. Ермолова прислала воспоминания о своём дедушке, Даниле Фёдоровиче Соколове, сражавшемся на Волховском фронте, принимавшем участие в освобождении Донбасса, в Курской и Сталинградской битвах. Он был трижды ранен, контужен, имел множество наград. «Бабушка была верующим человеком. Может быть, благодаря её молитвам дед, хоть весь израненный, вернулся домой, – пишет О.А. Ермолова. – Она иногда цитировала Священное Писание: «И наступит время, встанут мёртвые и пойдут вместе с живыми». И оно наступило, это время. Встали наши герои и пошли в Бессмертном полку вместе с нами». |