Помочь проекту

АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО:

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
Тел.: (495) 783-04-06
Е-mail: kniga@istorianaroda.ru



Наша группа ВКонтакте:
Наша группа ВКОНТАКТЕ

Великая Отечественная война: детали. Будущее космонавтики

<< Все новости

19.04.2021

Великая Отечественная война: детали. Будущее космонавтикиМы редко задумываемся о том, насколько тесно связана история нашей страны с историей Великой Отечественной войны. Миллионы советских граждан в послевоенное время стали артистами и учёными, врачами и учителями, трудились в разных отраслях промышленности и сельского хозяйства. По сути всё, что было сделано в эти годы, делалось руками поколения победителей.

Двенадцатый том книги «История, рассказанная народом», где собраны свидетельства участников Великой Отечественной войны, выходит из печати в год 60-летней годовщины первого полёта человека в космос. Он посвящён работникам космической отрасли, которые в военные годы сражались на фронте и трудились в тылу, приближая великую Победу. В частности, в книгу включены материалы, подготовленные сотрудниками воронежского АО «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА, входит в ГК «Роскосмос»). Портал istorianaroda.ru знакомит читателей с некоторыми из них.

* * * 

Основатель КБХА, Семён Ариевич Косберг, в 1930 году закончил Московский авиационный институт. Перед началом войны, в 1940 году, 37-летний учёный был назначен заместителем главного конструктора и начальником одного из подразделений ОКБ завода № 33 Народного комиссариата авиационной промышленности. Когда фашисты начали подступать к Москве, ОКБ завода № 33 разделили на два самостоятельных предприятия, одно из которых (будущее КБХА) было эвакуировано в город Бердск Новосибирской области на завод № 296. 13 октября 1941 года предприятие стало самостоятельным и получило наименование ОКБ-296, а Семён Ариевич Косберг был назначен его главным конструктором. Стоит пояснить, что вверенный учёному коллектив представлял собой всего лишь горстку специалистов числом не более трёх десятков человек.

В ночь с 13 на 14 октября прямо в товарном вагоне эшелона, уходившего из Москвы под бомбёжкой немцев, он начал проводить первые производственные совещания со своим небольшим коллективом. Под налетами вражеской авиации коллектив на ходу обсуждал вопросы разработки новых агрегатов для советских боевых самолётов.

Великая Отечественная война: детали. Будущее космонавтикиОказавшись в суровых сибирских условиях ОКБ под руководством Семена Ариевича в короткие сроки создало и внедрило в серийное производство агрегаты непосредственного впрыска для авиационных моторов истребителей Ла-5 и Ла-7. Это позволило существенно улучшить летно-тактические характеристики самолетов и получить преимущество в воздушных боях над немецкими истребителями «Фокке-Вульф-190» и «Мессершмитт-109». Начиная со Сталинградской битвы и Курской дуги, советские лётчики получили долгожданное преимущество в воздухе, которое родилось из сплава мужества, мастерства и надёжной работы новых моторов.

В период с 1942 по 1949 годы в эксплуатацию было сдано более 30 тысяч агрегатов непосредственного впрыска разработки ОКБ Семёна Ариевича Косберга. Кроме истребителей Ла-5 и Ла-7, они устанавливались на бомбардировщиках Ту-2, торпедоносцах Ту-2Д, а после войны – на истребителях Ла-9, Ла-11, пассажирских самолетах Ил-12 и Ил-14.

За большой личный вклад в создание боевой авиационной техники Семен Ариевич был награждён орденами «Знак Почета», Красной Звезды и Отечественной войны I степени. По окончании войны в апреле 1946 года ОКБ было перебазировано в Воронеж и стало именоваться ОКБ-154.

В послевоенные годы ОКБ занялось созданием агрегатов для турбореактивных и турбовинтовых двигателей. Именно здесь, в Воронеже, были разработаны жидкостные ракетные двигатели для самолётов-истребителей Е-50А и ЯК-27В, ракетные двигатели для зенитных управляемых ракет (ЗУР), ракетные двигатели РД-0200 и РД-0201 для ЗУР С.А. Лавочкина и П.Д. Грушина. В феврале 1958 года С.А. Косберг встретился с Сергеем Павловичем Королёвым, после чего совместно с ОКБ-1 был разработан кислородно-керосиновый двигатель РД-0105 для третьей ступени ракеты-носителя 8К72. Это был первый отечественный ракетный двигатель, запускаемый в условиях, близких к состоянию невесомости и глубокого вакуума. Затем был разработан кислородно-керосиновый двигатель РД-0109 для третьей ступени ракеты «Восток». Именно с помощью этой ракеты на орбиту Земли поднялся первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. За личный вклад в этот исторический полёт Семён Ариевич был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Поскольку наш материал посвящён Великой Отечественной войне, мы вынуждены исключить из него рассказ о дальнейших трудовых и научных прорывах Семёна Ариевича Косберга и его соратников. С.А. Косберг возглавлял ОКБ около 25 лет, пока не погиб в начале 1965 года в автомобильной аварии. На предприятии всегда будут помнить, что славная история многотысячного и известного на весь мир КБХА началась в 1941 году с совещания в теплушке товарного вагона, увозящего в Сибирь учёных, мечтающих сделать свою Родину сильной, способной опережать конкурентов и противостоять любому неприятелю.

* * * 

Великая Отечественная война: детали. Будущее космонавтикиРассказ Марины Африкановны Мазаненко, работавшей на предприятии лаборантом, сотрудники КБХА записали в далёком 1968 году. Марина Африкановна в июне 1941 года ушла на фронт добровольцем и закончила войну в 1945 году в Берлине. Она была отмечена 11 благодарностями Верховного Главнокомандующего и награждена 12 правительственными наградами. Воевала в составе десантного батальона, сражалась с оккупантами в лесах Белоруссии, была ранена, после выздоровления снова попросилась на фронт. В октябре 1944 года в составе танкового корпуса форсировала реку Нарев на подступах к Польше.

«Танки готовились к преодолению водного рубежа. Река широкая и глубокая. Чтобы указать путь боевым машинам, сапёры по горло стояли в ледяной воде. По таким «вехам» и держали направление танкисты, – рассказывала Марина Африкановна. – Плацдарм был захвачен. Но удержать его стоило неимоверных усилий и больших потерь. […] Бои не прекращались ни на минуту. На поле боя факелами пылали танки: и наши, и немецкие. Советские танкисты показывали чудеса героизма. Даже израсходовав весь боезапас, они продолжали сражаться, таранили фашистские машины. Вот где понадобилась моя помощь. Раненых приходилось выносить из самого пекла. Однажды я заметила, что от попадания немецкого термитного снаряда загорелся наш танк Т-34. Мне удалось подползти к нему и вытащить экипаж. Все танкисты были ранены. Один скончался прежде, чем я смогла оказать ему помощь, остальных вынесла в безопасное место. Когда я тащила последнего раненого, в танке взорвались боеприпасы. Взрывом снесло башню. Она пролетела над нами, но мы уцелели. Правда, меня контузило. В пылу боя я как-то не думала, что меня могут убить. В сознании было только одно: спасти товарищей».

Марина Африкановна Мазаненко ушла из жизни в 2005 году. До последних дней она не теряла связи с Советом ветеранов завода, с удовольствием встречалась с молодёжью.

* * * 

Великая Отечественная война: детали. Будущее космонавтикиВетеран войны и труда Василий Михайлович Золотухин ушёл из жизни в 2020 году. Когда началась Великая Отечественная война, он учился в школе: молодому человеку шёл семнадцатый год.

«Мы заявили о добровольном уходе на фронт, – вспоминал ветеран. – Нас не брали, мы были несовершеннолетние. Враг, не считаясь с потерями, рвался вглубь нашей страны, к Москве. Мы были зачислены добровольцами в действующую армию. Первое боевое крещение в боях против фашистов я принял на Калининском фронте стрелком с составе 4-й Армии. Мы устанавливали на передовых позициях мины, проволочные заграждения, различные препятствия, вели бои, ходили в атаки. У нас мало было техники, танков, самолётов. Но мы не падали духом, хотя несли потери, проявляли мужество и героизм, отстаивали каждую пядь своей земли. В апреле 1942 года я был ранен, лечился в госпитале. После выздоровления был направлен сапером в 79-й стрелковый корпус, в его составе участвовал в боях за освобождение городов Торопец, Ильино, Велиж, Великие Луки. В составе 3-й Ударной Армии освобождал земли Белоруссии, Латвии, за что получил первую медаль «За боевые заслуги». После освобождения Прибалтики нас погрузили в вагоны и перебросили на территорию Польши. И везде бои, бои, день и ночь».

С апреля 1945 года часть, в которой служил Василий Михайлович, начала готовиться к генеральному наступлению на Берлин. «Мы так были рады этому! – рассказывал Золотухин. – Во всех частях проходили собрания, каждый воин давал клятву отомстить врагу за тех боевых друзей, которые остались лежать на полях сражения и которым не суждено было дойти до Берлина. Берлинское сражение началось 16 апреля 1945 года. Я был непосредственным участником этого сражения в составе 79-го стрелкового корпуса, которому была поставлена задача наступать на центр Берлина. Бесконечные взрывы, дым, гарь, искореженные орудия, трупы. В воздухе сплошной гул, идут непрерывные воздушные бои. Бушевал настоящий огненный смерч. Было адское состояние, где практически не было места живому существу. Фашисты сопротивлялись с особым ожесточением. Они знали, что это последний бой, а мы горели желанием быстрее добить врага в его логове. 21 апреля 1945 года мы ворвались в Берлин и усилили движение с боями к центру города. 30 апреля 1945 года начался штурм Рейхстага».

После войны Василий Михайлович учился, работал техником-строителем. С августа 1970 года связал свою жизнь с Воронежским механическим заводом (объединён с КБХА в 2019 году – прим. ред.). С 1970 по 1981 годы ветеран работал заместителем секретаря парткома ВМЗ, с 1981 по 1993 годы возглавлял заводской музей боевой и трудовой славы.

Информацию о своих близких, фотографии, воспоминания, копии документов можно прислать в редакцию по электронной почте kniga@istorianaroda.ru.

О подробностях, связанных с участием в проекте, можно узнать на сайте istorianaroda.ru.

Фото на обложке книги: Капырин Иван Алексеевич, в 1990-е годы возглавлявший музей боевой и трудовой славы Машиностроительного завода им. М. В. Хруничева. Награждён орденом Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и другими.