АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Нельзя сформироваться, читая Википедию – Ольга Васильева
30.08.2021
Ольга Юрьевна Васильева официально возглавила Российскую академию образования. Соответствующее распоряжение подписал 16 августа 2021 года председатель кабмина Михаил Мишустин. Судя по недавним высказываниям Ольги Юрьевны, аккуратным, но в то же время вполне однозначным, академию ждут серьёзные перемены. По мнению нового президента РАО, педагогическую науку необходимо включить в систему технологического развития нашей страны, а модель образования должна отвечать актуальным вызовам, многочисленным и «агрессивным». При этом любые изменения будут базироваться на результатах масштабных и глубоких научных исследований, которых, как сетует Ольга Васильева, в последние десятилетия проводилось меньше, чем следует. Отныне РАО интересует буквально всё, что связано с педагогикой: от прикладных исследований, включая экспертизу образовательных методик, до педагогической антропологии, то есть гуманитарной составляющей образования, влияющей на формирование личности. О различных аспектах формирования личности шла речь в недавнем интервью Ольги Юрьевны Васильевой журналу «Экономические стратегии». По её мнению, колоссальная роль в этом процессе принадлежит педагогу, который находится рядом с ребёнком. И хотя, по словам Васильевой, формирование личности продолжается на всём протяжении человеческой жизни, основы закладываются именно в детстве. Это означает, что моральные ориентиры и ценности наравне с родителями ребёнку транслируют школьные учителя. Ярчайшая иллюстрация – поколение, буквально со школьной скамьи отправившееся на фронты Великой Отечественной войны. «Настрой десятиклассников военного времени я изучала по письмам, которые они присылали с фронта, – рассказывает Ольга Юрьевна. – С этими документами можно ознакомиться в ЦАМО (Центральный архив Минобороны в Подольске – прим. ред.)[…] Что меня поразило: очень много писем адресовано школьным учителям. Вряд ли кто-то из этих мальчиков думал, что станет героем, но пишут они о том нравственном и ценностном, что заложили в них педагоги. И не просто пишут: они за это благодарят! В этих письмах отражено всё лучшее, что могла вложить в формирование человека советская школа: это и отношение друг к другу, тот самый локоть товарища, и отношение к Отечеству, понимание, за что они воюют и проливают кровь». Конечно, 80 лет спустя всё очень изменилось, и современные дети во многом отличаются от своих сверстников 1930-х – 1940-х годов. Однако, по убеждению Ольги Васильевой, любой ребёнок, в каком бы времени он ни жил, восприимчив к открытому и честному разговору. «Мне кажется, главное, чтобы в процессе воспитания учитель, человек, который пытается что-то вложить в ребёнка, в подростка, сам верил в то, что он говорит и делает, – говорит глава РАО. – Здесь не может быть двойных стандартов. Их вообще нигде не должно быть, но в отношениях с детьми, особенно в самых тонких воспитательных вопросах, они недопустимы. С детьми подход «говорю одно, делают другое» невозможен: так не бывает, их нельзя обмануть». Именно поэтому Ольга Васильева сочла вполне современной и способной заинтересовать маленьких российских граждан книгу «История, рассказанная народом», которую уже много лет издаёт Институт экономических стратегий. В издании собраны рассказы ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, документы из семейных архивов, письма, фотографии военного периода. «Сейчас появилось много разнообразных форматов: на сайте Минобороны можно найти документы о своих родственниках; Музей Победы на Поклонной горе сделал потрясающую экспозицию, которая понятна ребятам, волнует их и трогает. По-прежнему интересна и традиционная печатная форма. Вопрос не в формате, а в том, с душой ли это делается», – полагает Ольга Юрьевна. По словам Ольги Васильевой, в каждом из нас прошит «исторический код» – потребность быть сопричастным к своему Отечеству и его судьбе. Иными словами, новые поколения вполне способны и готовы воспринимать любую историческую информацию, вопрос лишь в том, как её преподнести. В мировой и отечественной истории немало сложных моментов, и «вымазать всё чёрным цветом» при желании слишком легко. Современному обществу, как считает Васильева, нужна школа, которая отвечала бы его задачам. Пришло время вновь обрести мировоззренческую основу и разобраться, кого и для чего готовят наши учебные заведения, какими гражданами станут сегодняшние ученики. «За “что такое хорошо и что такое плохо” всегда отвечают взрослые, которые привносят эти представления. Учитель, родители – до определённого момента в жизни это проводники, – поясняет Ольга Юрьевна. – Самый важный момент – мировоззренческая позиция педагога». Поэтому, как считает глава РАО, все идеи тотальной цифровизации образования или разговоры об индивидуальных образовательных траекториях – не более чем фантастика. «Роль учителя со временем будет только возрастать, – убеждена Ольга Васильева. – Нельзя сформироваться, читая Википедию: без учителя человек на первых порах не найдёт то, что нужно. Кроме того, важно ещё и хотеть, и уметь учиться, получать знания, познавать мир вокруг себя». По мнению Ольги Юрьевны, во времена, когда размываются понятия добра и зла, а технологический прогресс не только приносит очевидные блага, но и разрушает ценности, нельзя забывать, что «гражданина и человека, ответственного за Отечество, формирует гуманитарная сфера». «Я считаю, что этот пласт гуманитарного знания, который в силу разных причин остался без внимания, должен быть поднят Российской академией образования и развиваться», – заключает президент РАО. Полностью интервью Ольги Юрьевны Васильевой опубликовано в журнале «Экономические стратегии» № 4 за 2021 год под заголовком «Роль учителя со временем будет возрастать». |