АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Историю надо изучать не только по учебникам – Путин
07.10.2021
Преподавание истории в общеобразовательных учебных заведениях сегодня приобретает особое значение. Об этом на прошедшей неделе говорилось много: и на встрече Владимира Путина с лауреатами конкурса «Учитель года России», и на Всемирном конгрессе школьных учителей истории. История – основа мировоззренияВыступая на пленарной сессии I Всемирного конгресса школьных учителей истории, глава Минпросвещения Сергей Кравцов подчеркнул, что изучение истории играет ключевую роль в формировании мировоззрения школьников. А значит, это важно для будущего нашей планеты. «От того, как будет преподаваться история, насколько объективно будут излагаться факты, зависят вопросы мира, взаимодействия стран и народов», – пояснил министр, призвав, в частности, не допускать искажения истории Великой Отечественной войны. В свою очередь, председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин напомнил, что в мире по-прежнему недооценивают роль гуманитарного знания, тогда как именно знание о прошлом помогает выстраивать продуктивный диалог между представителями различных культур. Более того, по мнению Нарышкина, «именно гуманитарные науки формируют человека как члена общества». К счастью, в нашей стране с преподаванием истории всё не так плохо. По крайней мере, российские школьники изучают курс всемирной истории, причём в довольно значимом объёме. Российские дети имеют возможность получить целостную картину развития мира, осознать роль нашей страны в развитии человечества. Так дело обстоит далеко не во всех мировых образовательных системах. Глава РИО призвал зарубежных коллег не выводить за рамки научного поля сложные и противоречивые исторические моменты, по которым у историков мира пока нет единого мнения. По словам Нарышкина, попытки политизировать исторические споры недопустимы. «Никто не вправе использовать прошлое, чтобы воспитывать новые поколения в ненависти друг к другу», – заключил Нарышкин. В этом контексте, безусловно, вызывают озабоченность попытки реабилитации нацизма или стремление исказить историю Второй мировой войны, на признании итогов которой основана существующая система международных отношений. Не заучивать, а думатьПо мнению Сергея Нарышкина, в ходе обучения на уроках истории молодые люди должны не просто запоминать готовую информацию, даты и имена, а учиться мыслить, различать неоспоримые факты и субъективные оценки, видеть закономерности исторического развития. Согласно недавнему поручению президента, система преподавания истории в школе будет обновлена и включит в себя, например, обучение школьников работе с архивами. С таким подходом согласна президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева. В своём выступлении она отметила, что важно «научить ребенка искать нужную информацию и оценивать степень её достоверности, понимать причинно-следственные связи и критически оценивать полученную информацию». На встрече с лауреатами конкурса «Учитель года» Владимир Путин также среди множества школьных предметов выделил историю. По его словам, «суть и ценность исторического знания» состоят в умении анализировать события прошлого, понимать, какие задачи стояли перед страной и как они решались. Тогда это знание позволят определить, «что делать сегодня, чтобы обеспечить завтрашний день». В центре – учительПо мере развития технологий образовательный процесс меняется. Сегодняшний школьник вне урока сталкивается с колоссальными объёмами информации, причём порой сомнительного характера. Как заметил Сергей Кравцов, в интернете нередко искажаются исторические факты. «Есть такие ролики о Великой Отечественной войне, где фактически говорится, что эту войну выиграла не Россия. И значение нашей страны там не такое, какое было на самом деле», – посетовал министр. Но даже если удастся в конечном итоге добиться того, чтобы контент различных информационных ресурсов соответствовал исторической правде, в изучении истории, как, впрочем, и любого другого предмета, без прямого общения с учителем обойтись не удастся. Председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский подчеркнул, что несмотря на появление современных технологий, центральной фигурой образовательного процесса остаётся учитель. «Только на уроке, в непосредственном общении с учителем, в ходе обсуждений в рамках классного коллектива может быть задействован весь воспитательный потенциал истории, состояться эмоциональное к ней подключение», – убеждён Мединский. – «Натаскать ученика на подготовку к «историческому кроссворду» в рамках дистанционного обучения можно, а вот научить его критически мыслить, обсуждать, говорить, убеждать, не говоря уже о воспитании гражданина, дистанционно, думаю, невозможно». Как остроумно заметил глава РВИО, в Древней Греции никто не стремился бы поговорить с Платоном или Аристотелем, если бы дискуссию можно было полноценно заменить «начиткой вслух их трудов на центральной площади в Афинах». Не уроком единымМного раз звучали в эти дни слова о том, что воспитание целостного отношения к родной земле, пробуждение любви к её культуре и истории должно происходить не только на школьных уроках. Именно поэтому по всей стране будут открываться мультимедийные парки «Россия – моя история», где дети смогут погружаться в события отечественной истории с помощью самых современных технологий. По мнению Сергея Нарышкина, важно обращать внимание не только на историю страны в целом, но и на региональную историю, поскольку «без достаточных знаний о прошлом родного города или села молодым людям сложно привить чувство сопричастности к истории своей страны». Как отметила Добавим, что немалый вклад в формирование сопричастности к истории Родины вносит изучение истории своей семьи. На примере проекта «История, рассказанная народом», в рамках которого том за томом издаются сборники воспоминаний фронтовиков, мы видим, как увлекает молодых людей подбор для книги материалов о своих предках, изучение семейных архивов, беседы со старшими родственниками. Как подчеркнул Владимир Путин, «историю лучше бы изучать не только за партой и по учебникам». Иными словами, понятие исторического образования в наше время становится всё более широким, а его значение – всё более весомым. Фото: пресс-службы президента РФ, РИО, РВИО, РАО, ЦЭРС. |