АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Участники Школы политического проектирования сравнили искусственный и естественный интеллект
27.10.2021
Слушатели I Международной молодёжной школы политического проектирования, которая прошла в Подмосковье с 10 по 15 октября, обсудили различные аспекты влияния цифровизации на политику. В многочисленных приветствиях, которые участникам мероприятия направили представители Совета Федерации, МИДа, Ассамблеи народов Евразии и посольств зарубежных государств, отмечалось, что «цифровая» действительность формирует для политиков, дипломатов и аналитиков новые вызовы и требует поиска принципиально новых форматов деятельности. Именно поэтому участники Школы не только обменивались идеями и инициативами, но и осваивали цифровой и аналитический инструментарий, развивали профессиональный кругозор и критическое мышление. Организаторы дополнили дискуссионную и проектную работу полноценной образовательной программой. По словам руководителя Школы – директора ИНЭС, профессора МГИМО и МГУ Александра Агеева, за несколько дней работы участники программы получили от ведущих российских ученых, экспертов и практиков «колоссально спрессованный материал», охватывающий широкий тематический спектр. Формат стратегической игры, сложившийся в ИНЭС, подразумевает «бесшовную интеграцию» всех имеющихся у слушателей знаний и навыков с новыми компетенциями, которые они получат в ходе обучения. «Вас ждет довольно интенсивная учебная программа, но мы ценим и все то, что в вас было вложено за десятилетия развития и воспитания, – пояснил Александр Агеев. – Порой на выходе получаются фантастические результаты, и, проделав эту работу, вы обязательно станете сильнее». Учебная программа Школы в последующие дни на самом деле была интенсивной и разнообразной. На протяжении всего этого времени слушатели имели возможность задавать спикерам вопросы, свободно общаться и дискутировать по всем волнующим темам. Аналитическим исследованиям была посвящена и лекция ведущего эксперта по конкурентной разведке, кандидата физико-математических наук, подполковника ФАПСИ в отставке Андрея Масаловича. Он рассказал о том, как можно исследовать оперативную обстановку на основе анализа активности в социальных сетях. Главред журнала «Безопасность деловой информации» Олег Седов поделился со слушателями Школы своими выводами о проблемах кибербезопасности и противоречиях кибергигиены в условиях цифровой экономики и пандемии COVID-19. Эксперт убежден: в цифровом мире человека на каждом шагу ждут колоссальные риски. И даже самые «продвинутые» пользователи интернета не всегда до конца представляют себе, что в современных условиях о каждом из нас можно собрать гораздо больше информации, чем нам кажется. Как в таких условиях не превратиться в параноика? Для начала, как посоветовал Олег Седов, нужно выработать привычки, связанные с интернет-гигиеной: приучить себя дозировать информацию, размещаемую в открытом доступе, и обязательно использовать сложные пароли. Отдельный блок занятий был отведен теме противодействия фальсификации истории и использованию цифровых продуктов – видеоигр, фильмов и комиксов – в качестве инструментов разрушения или, наоборот, формирования национально-государственной идентичности. Так, председатель Молодежной палаты при Парламентском собрании Союза Беларуси и России Дмитрий Матюшенков отметил, что искажение истории стало активно использоваться недобросовестными участниками политической повестки сравнительно недавно и превратилось в эффективный инструмент политической борьбы именно с появлением новых технологий, а доцент кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Белов на примере серии компьютерных игр Call of Duty показал, что разработчики зачастую не только зарабатывают деньги на продажах, но и осознанно занимаются созданием и продвижением смыслов. В проектах, которые участники игры готовили к защите несколько дней и постоянно совершенствовали с учетом знаний и компетенций, полученных на занятиях, требовалось на основе прогноза будущих VI и VII технологических волн обозначить место естественного и искусственного интеллекта в новой реальности. Проектная работа шести команд под руководством экспертов велась параллельно с теоретической подготовкой. Молодые люди знакомились с понятиями технологических волн и укладов, социальных двигателей, обсуждали пределы познания и вызовы, которые возникают перед человечеством по мере развития искусственного интеллекта. В ходе защиты проектов жюри заслушало доклады шести команд. Они оценивались по широкому спектру критериев: от выразительности выступления и умения докладчика уложиться в отведенное время до наличия в проекте новизны, обоснования и возможности практического применения результатов. По решению жюри первое и второе места разделили набравшие одинаковое количество баллов команды, проекты которых были связаны с определением правового статуса киборгизированных людей и сравнительным анализом возможностей и ограничений искусственного и естественного интеллекта. Команда, подготовившая проект по исследованию эмоциональных возможностей искусственного интеллекта, с небольшим отрывом заняла третье место. Оставшиеся позиции разделили коллективы, проекты которых касались создания образовательно-лабораторного хаба по исследованию актуальных и потенциальных проблем искусственного интеллекта, проработки правовых аспектов применения искусственного интеллекта в медицине и исследования альтернатив «зеленой» энергетике в борьбе с глобальным потеплением. Члены жюри отметили высокий уровень всех рассмотренных проектов. По мнению Сергея Переслегина, доклады, в которых сравнивались особенности естественного и искусственного интеллекта, после некоторой доработки могут быть опубликованы и будут востребованы научным сообществом. «Похоже, мы в мире будущего разделимся все-таки не на людей и роботов, а на умных и глупых. Это интересный и позитивный вывод», – пояснил эксперт. В свою очередь, Александр Агеев призвал участников игры к дальнейшему сотрудничеству. Возможно, в составе Рабочей группы Технического комитета «Искусственный интеллект», в которую входят эксперты ИНЭС и МНИИПУ, в ближайшее время появится молодежная секция. ИНЭС проводит подобные мероприятия на протяжении многих лет, и каждый раз организаторы видят не только позитивную трансформацию личностей участников, но и ощутимый синергетический эффект. Это дает основания рассчитывать, что обозначенные в проектах идеи будут реализованы, а участники Школы останутся на орбите ИНЭС. Так что, по выражению руководителя Школы, восторг от результатов совместной работы и легкая печаль от расставания оставляют надежду на продолжение сотрудничества в рамках новых встреч и программ. Все слушатели Школы получили удостоверения о повышении квалификации государственного образца и годовую подписку на электронную версию журнала «Экономические стратегии». |