Помочь проекту

АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО:

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
Тел.: (495) 783-04-06
Е-mail: kniga@istorianaroda.ru



Наша группа ВКонтакте:
Наша группа ВКОНТАКТЕ

Генерал-майор Александр Кирилин: «В России никогда не было недостатка героев»

<< Все новости

14.12.2014

На торжественной церемонии вручения Международной премии «Человек года – 2014» награду за министра обороны РФ С.К. Шойгу, который не смог присутствовать на торжестве лично, получил генерал-майор запаса А.В. Кирилин, в течение четырнадцати лет руководивший военно-мемориальной работой в российском Министерстве обороны.

По завершении официальной части мероприятия Александр Валентинович уделил нам несколько минут для разговора о патриотизме, чести и силе духа.


Прежде всего, мы бы хотели искренне поздравить Сергея Кужугетовича с присуждением престижной премии и передать ему монографию «Европа и Россия в огне Первой мировой войны», недавно вышедшую в серии «Военная история российского государства».

Александр КирилинДа, в этом году широко отметили 100-летие начала Первой мировой войны. Министерство обороны тоже принимало серьёзное участие в этих мероприятиях. Как член Центрального Совета Российского военно-исторического общества и как военный благодарю за ваш подарок. Безусловно, вместе с премией книга будет передана Сергею Кужугетовичу Шойгу.

Недавно Правительством РФ были утверждены «Основы молодёжной политики до 2025-го года». В документе упор делается на то, чтобы развивать в молодёжи патриотизм. Как вы думаете, патриотом можно стать? Что нужно делать, чтобы воспитать патриота?

Безусловно, патриотизм воспитывается, только воспитывать его надо с младых ногтей. До революции существовала система подготовки военных кадров, которая включала несколько ступеней: военные гимназии, кадетские корпуса, военные училища и военные академии.

Задачей низших звеньев – военных гимназий или прогимназий, кадетских корпусов – была подготовка духовная и физическая, подготовка духа, воли и тела. А военные знания и навыки давались уже в военных училищах и академиях.

С детства, с раннего возраста, с 6 – 7 лет детям внушалось: нет лучшей доли, чем «положить живот за други своя», погибнуть за Отечество, за государя-императора. Государь-император, как помазанник Божий, олицетворял собой всё Отечество.

Это давало серьёзные результаты. Мы знаем о беспримерном героизме русских солдат, офицеров во всех военных конфликтах, в которых когда-либо участвовала наша страна.

Положительная практика была перенята и Советской Россией. С 1943-го года существуют Суворовские училища, Нахимовские училища. Сейчас создаются кадетские корпуса, президентские кадетские корпуса, есть военные училища и так далее.

Безусловно, патриотизм воспитывается. Человек не может родиться патриотом. На него влияет окружающая обстановка: родители, друзья, воспитатели. Воспитатели разные: начиная от воспитания в детском саду и заканчивая воспитанием в коллективе, в том числе военном.

Александр КирилинВ этом году Министерство обороны сделало несколько очень интересных шагов еще до принятия названного вами документа.

Министр обороны принял решение создать центр «Патриот» на базе полигона в Кубинке. Там будут проводиться всевозможные военные реконструкции: Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны, Великой Отечественной войны и даже современных (допустим, боевых действий в Афганистане). Молодые люди разного возраста смогут попробовать себя в вождении боевых машин, стрельбе из разных видов оружия и получить новые знания в области военной истории и общей истории нашего государства.

Два года подряд проводится так называемый танковый биатлон – соревнование танковых экипажей. Он уже приобрел международный характер и приобретает всё большую популярность.

Это тоже интересное явление, которое действует воспитательным образом не только на непосредственных участников конкурса, но и на их коллег, руководство, на зрителей.

В подготовку и проведение соревнований в дивизиях, армиях, округах вовлечены сотни, может быть, даже тысячи людей. Делать это без гордости за свою страну, Вооружённые силы просто невозможно. Это тоже ложится кирпичиком в общую программу.

Кроме того, в деле воспитания патриотизма важна широкая поддержка поискового движения. Я многие годы возглавлял в Министерстве обороны Управление по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества. Мы много сделали для развития этой темы, и сейчас она приобретает новый импульс.

Министром обороны принято решение о выделении больших средств (более 1 миллиарда рублей) на расширение электронных баз данных, в которых будут сведения обо всех погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, о наградах, полученных при защите Отечества. Первая база данных – ОБД «Мемориал», вторая – «Подвиг народа».

«Память народа» – все места захоронения воинов на территории Российской Федерации и за рубежом. 55 тысяч мест будут представлены реальными образами в формате 3D. Человек может найти место захоронения своего предка.

Также есть база данных вернувшихся с фронта с основными сведениями о них и база данных, содержащая боевые пути воинских частей. Не выходя из огромной базы данных, человек может найти место захоронения, установить судьбу своего предка, чем он был награждён, где служил, как его часть шла и продвигалась к Победе.

Ведь во время Великой Отечественной войны погибло очень много людей: в общей сложности под ружьё за военные годы было поставлено 42 миллиона человек, из которых почти 9 миллионов погибло. Погиб, без малого, каждый четвёртый! Конечно, не все из 42 миллионов воевали с врагом непосредственно. Кому-то довелось нести боевую службу на территории, не захваченной противником: это люди, которые обучали других, внутренняя охрана, корпуса противовоздушной обороны территории страны и другие. Численность действующей армии доходила до 14 миллионов человек.

Это очень важно и интересно. Человек может найти и выяснить для себя, в каком году был призван его дед, сколько ему тогда было лет, какой боевой путь прошел, какие награды получил и когда вернулся из армии. Некоторые призывы (1926 – 1927-го годов) служили 7 – 8 лет срочной службы после войны. Им тоже досталась очень тяжёлая, пусть не боевая, но военная служба. Всё это кирпичики, которые Министерство обороны закладывает в программу.

Мы хотели бы, чтобы обобщенная база данных получила имя, которое было бы внесено в учебники истории. Молодой человек, изучив раздел «Великая Отечественная война», в конце прочитает: «Более подробную информацию о своих предках, родственниках и знакомых вы можете найти в такой-то базе данных». Всё это работает на воспитание патриотизма.

Заметьте, никогда, даже в самые тяжелые времена, нельзя было упрекнуть наши Вооруженные силы в отсутствии патриотизма у большинства солдат. Негативные проявления всегда были и будут – не только в нашей армии, но и в любой другой. Начиная от хулиганства, разгильдяйства и заканчивая такими тяжелыми воинскими преступлениями, как предательство Родины и переход к врагу. Но большинство солдат и офицеров проявляли исключительно мужество и стойкость.

Совсем недавно на Урале командир подразделения, полковник Султангабиев закрыл собой гранату, спасая солдата. Это ведь сделано по велению сердца и души. Это ему посчастливилось получить с генами своих предков и с помощью своих воспитателей. Масса таких примеров.

9 декабря в России отмечали День Героев Отечества. Есть ли герои среди нас? И какие они – герои XXI века?

Александр КирилинВ России никогда не было недостатка героев. Так что вопрос риторический: герои всегда были, есть и будут. Герой XXI века – бескорыстный, мужественный, преданный своему Отечеству человек. Герои совершают военные подвиги или подвиги по защите чести и достоинства граждан.

Есть люди, которые совершают подвиги, спасая государственное имущество, других людей, поселки, города от наводнений и пожаров. Везде, где происходят несчастные события. Наводнение на Амуре – и там люди погибли: стоя по пояс, по грудь, по шею в холодной воде, выполняли свой долг.

Будучи командиром полка, командиром дивизии, заместителем командующего армии, я обратил внимание: во время учений в надуманной обстановке люди иногда скучают, но как только обстановка становится реально сложной, возникают неординарные события, зачастую связанные с большим риском для жизни, люди преображаются.

Говоря «русский», я подразумеваю всё наше общество. Мы – нация, образующая государство, русские люди – костяк, на котором строится всё государство. Всё хорошее мы передаем другим и питаемся от других наций тоже самым лучшим. Это веками выработанное и существующее в нас. То, что дано нам Богом и родителями. Если накладывается ещё и правильное воспитание, результаты потрясающие.

Сколько было подвигов в годы Великой отечественной войны! Люди закрывали собой амбразуры, шли в лобовую атаку на самолётах, вызывали огонь на себя, находясь в окружении… Так было и до революции. Артиллерист попадает в плен при покорении Средней Азии. Ему отрезают пальцы, вырезают на спине ремни, выкалывают глаза, но он отказывается принять другую веру и учить своих противников. Об этом случае писал Достоевский. Так же было уже в наше время - в Чечне. Солдату отрезали голову: он отказался снимать нательный крест, который ему повесила мама.

Это проявления патриотизма на генетическом уровне. Много таких примеров. Я горжусь тем, что я русский. Как говорил Суворов, «я – русский, какой восторг!»

Фотограф: Алёна Смыслова.