Помочь проекту

АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО:

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
Тел.: (495) 783-04-06
Е-mail: kniga@istorianaroda.ru



Наша группа ВКонтакте:
Наша группа ВКОНТАКТЕ

Великая Отечественная война: детали. Оружие третьего фронта

<< Все новости

14.04.2015

Будь героем! Виктор Корецкий, 1941 годФронты Великой Отечественной войны историки обычно делят на первый (оборона и наступление Красной Армии) и второй (военные действия союзных государств). Однако не менее важным, заметным, стратегически значимым был третий, информационный фронт, где укреплялась сила духа советских воинов и всех, кто оставался в тылу, где подлинные смыслы священной войны выходили на первый план, затмевая боль и тяготы военного времени,  придавая сил для борьбы с врагом и приближая Победу.

Плакат стал повсеместным оружием с первых дней начала войны. Художники, ушедшие на фронт, оказавшиеся в народном ополчении или партизанских отрядах, между боями выпускали плакаты и карикатуры. Изобразительное искусство помогало бороться и выживать жителям блокадного Ленинграда, где благодаря усилиям группы художников выходил журнал «Боевой карандаш». Печатные агитационные материалы выпускались не только в Москве и Ленинграде: они появлялись в Мурманске и Красноярске, в Свердловске и Саратове, Хабаровске и Горьком, Томске и Иванове, в Армении, Грузии, Узбекистане, Казахстане, Туркмении. Плакаты расклеивались на стенах, карикатуры печатались в газетах и на листовках для немецких солдат, размещались на упаковках с продовольствием и отправлялись на фронт наравне с боеприпасами.

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (Кукрыниксы, 1941 год)

Cоветский плакатПлакат Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на московских улицах уже в двадцатых числах июня 1941 года. 

На полотне изображён Гитлер, порвавший Договор о ненападении между СССР и Германией и нацелившийся на мировое господство. Однако путь чудовищу преграждает советский воин, пронзающий его штыком. 

Этот незатейливый плакат в полной мере выражал чувства всех советских граждан: здесь объединились ненависть к неожиданно вторгшемуся врагу, призыв к защите Родины и непоколебимая уверенность в том, что враг будет сокрушён.

«Родина-мать зовёт» (Ираклий Тоидзе, 1941 год)

Cоветский плакатЭтот шедевр, изданный миллионными тиражами на языках народов СССР и вошедший во все учебники истории, появился через неделю после начала войны. 

По воспоминаниям Ираклия Моисеевича Тоидзе, его жена Тамара, услышавшая сообщение Совинформбюро о нападении на СССР фашистской Германии, вбежала в мастерскую с криком «Война!». Выражение её лица потрясло художника и подтолкнуло к созданию собирательного образа седой женщины, зовущей на помощь своих сыновей и испытывающей нестерпимую боль от необходимости провожать их на войну. 

Именно этот плакат провожал в путь солдат, отбывающих на фронт от Белорусского вокзала.

«Воин Красной Армии, спаси!» (Виктор Корецкий, 1942 год)

Cоветский плакатРабота Виктора Борисовича Корецкого, выполненная с помощью специальной режиссёрской съёмки и фотомонтажа, впервые была напечатана в газете «Правда» в августе 1942 года. 

Разве мог оставить кого-то равнодушным образ женщины, прижимающей к себе ребёнка на которого направлен фашистский штык? Здесь и глубокая трагическая сила, и призыв к мщению, и совершенно конкретное понимание, за что и за кого идут в бой советские солдаты. От этого плаката даже сегодня можно отвести взгляд только стиснув зубы и сжав кулаки.

«Окна ТАСС»

Малотиражные плакаты «Окна ТАСС» (по аналогии с «Окнами РОСТА») выпускались регулярно на всём протяжении войны. Создавались они вручную при помощи нанесения на бумагу через трафарет клеевых красок. Благодаря технологии плакаты были более красочными, чем типографские, на которых для экономии ограничивалось количество цветов. Кроме того, тассовцы могли позволить себе молниеносную реакцию на важнейшие политические и военные события.

В плакатах использовался особый синтетический жанр: сочетание карикатуры с хлёстким текстовым фрагментом. С художниками (М. Черемных, Б. Ефимовым, Кукрыниксами) сотрудничали известные советские поэты и писатели: Д. Бедный, В.И. Лебедев-Кумач, С.Я. Маршак, нередко были использованы стихи В. Маяковского.

Cоветский плакат    Cоветский плакат    Cоветский плакат    Cоветский плакат    Cоветский плакат

За годы войны сотрудниками «Окон ТАСС» было выпущено 1289 плакатов тиражом 842 550 экземпляров, вырезано 246 375 трафаретов, изготовлено 3 320 000 оттисков текстов. Солдаты действующей армии, жители больших городов, работники оборонных предприятий любили эти плакаты и ждали их выхода. Каждый выпуск настраивал на победный лад, придавал сил, помогал пережить тяжёлые потери. Карикатура «Потеряла я колечко... (а в колечке 22 дивизии)» на разгром фашистов под Сталинградом в 1943 году стала знаменитой и обошла весь мир.

«Не болтай! Будь на чеку» (Нина Ватолина, 1941 год)

Cоветский плакатЭто, пожалуй, самый известный «тыловой» плакат, переживающий в наши дни второе рождение.

В июне 1941 года московскую художницу Нину Николаевну Ватолину попросили проиллюстрировать известные строки С.Я. Маршака: «Будь на чеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены». Нужный образ был найден очень быстро: моделью стала соседка художницы, мать солдат-фронтовиков. Эта строгая женщина долгие годы олицетворяла силу и неприступность страны, окружённой неприятелями.

Комментарий редакции

Пьём воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга! Виктор Иванов, 1943 годВойна изменила жизнь каждого советского человека. Мирные люди надевали военную форму и брали в руки оружие, мирные заводы и фабрики начинали выпускать оружие и боеприпасы, люди искусства направляли свои навыки и умения на подъём боевого духа советских граждан в тылу и на фронте. Каждый на своём месте делал то, что с каждой минутой приближало Великую Победу.

Тысячи плакатов военного времени передают дыхание трагических лет и излучают едва ли не физическую силу и уверенность несгибаемого народа в неизбежном разгроме захватчиков.

«Пропаганда» и «агитация» – слишком безликие слова для описания роли плаката в военные годы. Это было полноценное оружие, вполне сравнимое по эффективности воздействия, например, с легендарными «Т-34». Именно поэтому произведения военного искусства нам так дороги: они стали настоящими символами Великой Победы, нашей гордостью и историей.