АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Великая Отечественная война: детали. Оружие третьего фронта
14.04.2015
Плакат стал повсеместным оружием с первых дней начала войны. Художники, ушедшие на фронт, оказавшиеся в народном ополчении или партизанских отрядах, между боями выпускали плакаты и карикатуры. Изобразительное искусство помогало бороться и выживать жителям блокадного Ленинграда, где благодаря усилиям группы художников выходил журнал «Боевой карандаш». Печатные агитационные материалы выпускались не только в Москве и Ленинграде: они появлялись в Мурманске и Красноярске, в Свердловске и Саратове, Хабаровске и Горьком, Томске и Иванове, в Армении, Грузии, Узбекистане, Казахстане, Туркмении. Плакаты расклеивались на стенах, карикатуры печатались в газетах и на листовках для немецких солдат, размещались на упаковках с продовольствием и отправлялись на фронт наравне с боеприпасами. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (Кукрыниксы, 1941 год) На полотне изображён Гитлер, порвавший Договор о ненападении между СССР и Германией и нацелившийся на мировое господство. Однако путь чудовищу преграждает советский воин, пронзающий его штыком. Этот незатейливый плакат в полной мере выражал чувства всех советских граждан: здесь объединились ненависть к неожиданно вторгшемуся врагу, призыв к защите Родины и непоколебимая уверенность в том, что враг будет сокрушён. «Родина-мать зовёт» (Ираклий Тоидзе, 1941 год) По воспоминаниям Ираклия Моисеевича Тоидзе, его жена Тамара, услышавшая сообщение Совинформбюро о нападении на СССР фашистской Германии, вбежала в мастерскую с криком «Война!». Выражение её лица потрясло художника и подтолкнуло к созданию собирательного образа седой женщины, зовущей на помощь своих сыновей и испытывающей нестерпимую боль от необходимости провожать их на войну. Именно этот плакат провожал в путь солдат, отбывающих на фронт от Белорусского вокзала. «Воин Красной Армии, спаси!» (Виктор Корецкий, 1942 год) Разве мог оставить кого-то равнодушным образ женщины, прижимающей к себе ребёнка на которого направлен фашистский штык? Здесь и глубокая трагическая сила, и призыв к мщению, и совершенно конкретное понимание, за что и за кого идут в бой советские солдаты. От этого плаката даже сегодня можно отвести взгляд только стиснув зубы и сжав кулаки.
«Окна ТАСС»Малотиражные плакаты «Окна ТАСС» (по аналогии с «Окнами РОСТА») выпускались регулярно на всём протяжении войны. Создавались они вручную при помощи нанесения на бумагу через трафарет клеевых красок. Благодаря технологии плакаты были более красочными, чем типографские, на которых для экономии ограничивалось количество цветов. Кроме того, тассовцы могли позволить себе молниеносную реакцию на важнейшие политические и военные события. В плакатах использовался особый синтетический жанр: сочетание карикатуры с хлёстким текстовым фрагментом. С художниками (М. Черемных, Б. Ефимовым, Кукрыниксами) сотрудничали известные советские поэты и писатели: Д. Бедный, В.И. Лебедев-Кумач, С.Я. Маршак, нередко были использованы стихи В. Маяковского. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() За годы войны сотрудниками «Окон ТАСС» «Не болтай! Будь на чеку» (Нина Ватолина, 1941 год) В июне 1941 года московскую художницу Нину Николаевну Ватолину попросили проиллюстрировать известные строки С.Я. Маршака: «Будь на чеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены». Нужный образ был найден очень быстро: моделью стала соседка художницы, мать солдат-фронтовиков. Эта строгая женщина долгие годы олицетворяла силу и неприступность страны, окружённой неприятелями. Комментарий редакции «Пропаганда» и «агитация» – слишком безликие слова для описания роли плаката в военные годы. Это было полноценное оружие, вполне сравнимое по эффективности воздействия, например, с легендарными «Т-34». Именно поэтому произведения военного искусства нам так дороги: они стали настоящими символами Великой Победы, нашей гордостью и историей. |