АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Арсен Мелитонян: «Солдаты Победы – это вся наша страна!»
21.08.2015
Арсен Аркадьевич, вы известны во многих ипостасях - историк, автор научных работ по культурологии и истории архитектуры, художник, писатель, филокартист… К сфере профессиональных интересов ИНЭС и Центра экономического развития и сертификации, ближе всего, пожалуй, ваш «Народный архив», направленный, как и наш проект «Военная история Российского государства», на сохранение исторической памяти. Поэтому с него и начнём: расскажите, пожалуйста, чего добились, что в планах?Проект «Народный архив» появился в апреле 2010 года. Идея достаточно сложна в технической реализации, но проста и понятна по смыслу: формирование народного архива по различным направлениям, связанным с историей и культурой нашей страны. Какой бы объём материалов ни хранился в музеях, архивах и библиотеках, всё равно на руках у людей могут найтись ценные крупицы информации, которую другие люди порой ищут всю жизнь. Кроме того, когда человек видит, что материалы из архива его семьи размещены на общероссийском портале, он начинает чувствовать себя частью истории страны. Тут и так называемый гений места начинает работать: нам люди пишут, что благодаря нашему порталу, например, съездили на могилу родственника, погибшего в годы Великой Отечественной войны, и привели её в порядок. То есть мы говорим о документах периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов? В российском обществе, к сожалению, современные технологии приживаются не очень быстро. Материалов-то у людей много, но как подтолкнуть их к пополнению онлайн-архива? Надо же, как минимум, отсканировать документы, прислать… Конечно, не хватает пропаганды, не хватает какого-то внутреннего чувства у людей, что их предки интересны не только им, что их дети должны помнить о своих предках, что стране не всё равно, что они не винтики, а плоть от плоти и кровь от крови. Люди должны понимать и чувствовать, что это они формируют историю страны и это их предки победили в страшной войне. Это наша цель. Очень приятно, что вы не делаете никаких различий между рядовыми солдатами, тружениками тыла, маршалами, приведшими страну к Победе… Вопрос к вам как к профессиональному историку и специалисту по архитектуре и строительству: что важнее, чему следует отдавать приоритет – прогрессу или сохранению культурного наследия?Есть устоявшееся выражение: «устойчивое развитие». Слово «sustainable» мы переводим как «устойчивое». Но если следовать практике английского языка, то это слово означает ещё и «резонное», «экологичное», «щадящее». Технологии имеют как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому нужно стараться нейтрализовать негатив, приостановить какие-то процессы, перераспределить ресурсы. Рост больших городов неминуемо связан с процессами укрупнения и масштабирования. Не кажется ли вам, что при таком подходе сложнее обеспечить безопасность? Может быть, стоит и в этом вопросе придерживаться принципов диверсификации – условно говоря, не только строить одну ТЭЦ на город, но и предусмотреть свою котельную в каждом квартале? Блэкаут – это же страшно, даже в мирное время.Укрупнение связано, прежде всего, с экономическими вопросами: на десять котельных нужно, как минимум, десять кочегаров… Укрупнение производств – это логика промышленной революции, с этой логикой прожили XIX и XX век. С развитием технологий, например, с использованием солнечных батарей мы, видимо, двинемся в обратную сторону. Но тут есть проблема: солнечная батарея окупается только через 10 лет, в долгосрочной перспективе, так называемой long run. Пока энергия, производимая на электростанциях, для людей дешевле, они с трудом идут на то, чтобы что-то поменять. Ну, если людей столько лет отучали от этой ответственности, вернуться обратно будет трудно.Ещё бы! С 1985 года по 2015 год прошло 30 лет, это даже не одно поколение, а два! Эти два поколения фактически не имели целеполагания, они были дезориентированы и в общественном понимании, и в идеологической работе, и в политическом устройстве. Сейчас государство помогает развиваться общественным объединениям, потому что стало понятно, что общество не может существовать без общественной инициативы, без развития патриотической работы, без воспитания. Возвращаясь к вопросу о прогрессе и сохранении традиций, замечу, что крайне важно сохранять историческую память, беречь профессиональные династии. А самое главное – нужно возродить понятие «честь»: у гражданина должны быть конкретные моральные рамки, человеческая совесть, профессиональная честь. Раз вы упомянули честь и совесть, перейдём к теме меценатства и благотворительности. В дореволюционной России очень многие промышленники и купцы разделяли точку зрения П.П. Рябушинского: богатство обязывает. Как обстоит дело с таким подходом в современной России? Но ведь благотворительность - не для государства! Когда кому-то помогаешь, обогащается твоя душа.Конечно! Он платит налоги, но он не связан с людьми, которым помог, не связан с проблемой, которую решил для конкретных людей. Рябушинский, которого вы упомянули, те, кто строил больницы и школы, оказывали помощь адресно – конечно, люди к этому относятся соответствующим образом. Конечно, этот вопрос связан ещё и с воспитанием, с традициями общества. Если действия направлены на социальное благо – это одна ситуация, если в основе лежит жадность – другая. Корыстный интерес тоже вполне можно использовать во благо…Да, можно работать грамотно. Например, когда предприятие тратит определённое количество денег на благотворительные цели, они должны учитывать в себестоимости продукции до оплаты налогов. Такой механизм побуждает к участию в благотворительных проектах. Кроме того, хотя благотворительность не предполагает афиширования, ничего страшного я не вижу в ситуации, когда люди или компании, выделившие средства на благотворительность, получают благодарность от организации, которой они помогли – это можно расценивать как косвенную рекламу. Но в целом главное – наличие приоритетов в развитии компании, человека, страны. Как бы ни навязла в зубах формулировка «национальная государственная идея», она, эта идея, должна быть и определять место страны, региона, города, организации, человека в общей системе взаимодействий. То есть за честь и совесть всё-таки отвечает государство? Или кто должен их пробуждать? Фото: пресс-служба ЦЭРС. |