АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Армен Гаспарян: «Вопреки пессимистичным прогнозам, общество у нас здоровое»
24.08.2015
20 августа 2015 года в МИА «Россия сегодня» прошёл круглый стол, посвящённый современным школьным учебникам истории, их роли в образовательном процессе, новым подходам к преподаванию истории в рамках недавно утверждённого историко-культурного стандарта. Учебники по отечественной истории, занятия по которым начнутся в российских школах уже 1 сентября, призваны ответить на вызовы времени и не только предоставить детям правдивую версию истории России, но и снабдить их методологическим аппаратом, позволяющим отстаивать свою точку зрения. Во избежание катастрофы«Если мы не будем бороться за подрастающее поколение, если не будем адекватно и симметрично отвечать на вызовы, стоящие перед нами, в стране произойдёт катастрофа – крах государственности, – сформулировал первоочередную задачу в работе со школьниками член Центрального совета правления Российского военно-исторического общества (РВИО) Армен Гаспарян, назвав школу одной из духовных скреп. – Через два года будет 100 лет русской революции – очень не хотелось бы жить в такую эпоху». Эксперт рассказал о том, что в учебниках, по которым историю изучают молдавские школьники, написано, что победу над гитлеровской Германией при незначительной помощи СССР одержала Румыния, а украинские дети на уроках истории разучивают сценки из жизни Степана Бандеры и Романа Шухевича. Концепция преподавания истории в России в этом смысле кардинально отличается: упор сделан на знакомство школьников с достоверной, выверенной, беспристрастно изложенной информацией. По мнению Гаспаряна, этого достаточно: эксперт считает, что чувство патриотизма изначально присутствует у всех российских граждан, просто в определённый исторический период быть патриотом оказалось не модно. «Вопреки всем пессимистичным прогнозам, общество у нас здоровое – уверен Армен Гаспарян. – Посмотрите на «Бессмертный полк»! Разве можно за короткий срок воспитать такое количество патриотов?! Просто люди вспомнили, что родиной можно и нужно гордиться, а чувство это было в них всегда. Поэтому воспитывать патриотизм не нужно, его нужно просто поддерживать, питать, для этого и нужны правильные учебники, книги, интернет-конференции, подкасты и так далее». Одной из важных составляющих такого «подкармливания» историк считает издание научно-популярной литературы, так называемого «научпопа», широко распространённого в СССР и дающего возможность получить расширенное представление о каких-либо процессах в доступной форме, без углубления в научные дебри. Это, по мнению Гаспаряна, следующая задача, которую предстоит решить издательствам и экспертному сообществу. Не просто книгаПо мнению экспертов, подготовленные в рамках стандарта и прошедшие общественную и профессиональную экспертизу учебники представляют собой принципиально новый продукт. Помимо бумажного учебника с привычными параграфами, школьники получают современный учебно-методический комплекс: электронный учебник содержит видеофрагменты, тексты, иллюстрации, карты, ссылки на интернет-ресурсы, содержащие проверенную и достоверную информацию. В нём много визуальной информации: создатели ориентировались на сформировавшееся у молодёжи «клиповое» мышление и соответствующий инструментарий. К тому же в современных школах на уроках присутствуют гаджеты, что позволяет учителю в любом объёме привлекать наглядный материал. Электронные учебники, как отмечают эксперты, введены в образовательные программы далеко не во всех передовых странах: Россия в данном случае опережает западный опыт. Кроме того, авторы старались сделать учебники максимально интересными: они основаны на принципе антропологизма, то есть содержат много словесных портретов конкретных людей, в них много материалов о быте разных слоёв населения в разные времена, значительно расширены разделы по культуре. Наконец, как подчеркнули выступавшие, новый учебник станет полноценной базой для подготовки к ЕГЭ: школьникам не потребуются никакие дополнительные издания для подготовки к тестированию. Разумеется, предлагаемый объём информации не ограничен вопросами тестов, более того, учебник рассчитан на различные уровни изучения предмета. Методологический подход«События на Украине показали, что учебники стреляют», – заявил профессор кафедры отечественной истории МГПУ Игорь Андреев. По его словам, все три утверждённые линейки учебников по истории объединяет не только наличие электронной версии. Целью разработки новых учебных пособий было создание инструмента, который не просто позволяет усваивать необходимый объём информации, а формирует у детей историческое мировоззрение. В Советском Союзе, напомнил Игорь Андреев, ребята вместе со знаниями получали методологию – пусть марксистскую, но позволяющую оценивать и анализировать противоречивую информацию, поступающую из множества источников. Аналогичную задачу, правда, без политического подтекста, ставили перед собой создатели новых учебников. Эти методические пособия учат мыслить самостоятельно, ориентироваться в большом объёме информации, добывать знания, искать ответы на вопросы. «В учебниках есть вариативность в методическом аппарате, там есть разные точки зрения, ребятам будет о чём подумать и вокруг чего поспорить», – отметил профессор кафедры истории России МГПУ Леонид Ляшенко. Плод консенсусаО разработке единых учебников российской истории для учащихся средней школы впервые заговорил президент РФ Владимир Путин в феврале 2013 года. Разработанная большим коллективом историков, педагогов и экспертов концепция нового учебно-методического комплекса прошла широкое общественное обсуждение. «Полученный историко-культурный стандарт – образец того, как общество может договориться о едином взгляде на исторический процесс, – подчеркнул главный редактор издательства «Дрофа» Руслан Гагкуев. – Это единый, выдержанный взгляд, полученный в результате широкого общественного обсуждения». В концепции историко-культурного стандарта отсутствует идеологическая составляющая: ученикам не навязываются политические взгляды, Россия не преподносится как страна, идущая по единственно правильному пути, но и не смакуются негативные моменты отечественной истории. Этим требованиям соответствуют все три линейки одобренных экспертами учебников. «Многолетнюю полемику о качестве учебников можно считать законченной. Современный учебник истории – это действительно учебник и действительно истории, за ним стоит очень серьёзная работа очень профессиональных людей», – резюмировал Армен Гаспарян. Комментарий редакцииКак водится, не обошлось без ложки дёгтя: подготовка и выпуск новых учебников происходят в спешке. В такой ситуации сложно гарантировать отсутствие неточностей и опечаток – как, например, не удалось избежать грамматических ошибок в презентации линейки учебников, подготовленной издательством «Дрофа» (см. скриншот с сайта издательства). Вызывает опасения и тот факт, что учителя, которым предстоит вести уроки по новой программе, новых учебников ещё не видели, в то время как до начала занятий остаются считанные дни. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов считает подобную ситуацию существенной недоработкой Минобрнауки: «Министерство образования должно объяснить, как учителя-предметники должны перестроить свою работу за оставшееся до начала учебного года время». По словам депутата, встречи c учителями в Челябинской области показали, что далеко не все из них подробно и всерьёз ознакомились даже с новым историко-культурным стандартом, не говоря уже о линейках новых учебников, по которым они вскоре начнут вести занятия. Но всё это уже задачи тактические, а значит – решаемые. В целом же появление учебников истории, в которых, по заявлению Минобрнауки, «все исторические факты фундаментально выверены и согласованы с международным научным сообществом», – долгожданное и значимое событие. «Мне нравится, как сейчас расставляются приоритеты, связанные с преподаванием одного из самых важных для общества предметов, – комментирует выход линеек новых учебников по истории заместитель директора Центра экономического развития и сертификации ИНЭС (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Прежде всего, очень радует, что экспертное сообщество заметило нехватку адекватной научно-популярной литературы, способной дополнить и расширить знания, полученные в результате освоения школьной программы. Мы считаем, что наш проект «Военная история Российского государства», в рамках которого издаются и бесплатно распространяются книги по отечественной истории, помогает решать эту задачу. Но мы, конечно, не можем ни охватить все пласты российской истории, ни насытить книгами всю страну, поэтому интерес к этой теме со стороны экспертного сообщества и государственных структур обнадёживает. Кроме того, участившееся обращение к опыту СССР, безусловно, позитивный фактор. Хорошо, что мы постепенно отходим от желания изобретать на руинах свой собственный велосипед. В системе образования, существовавшей во времена Советского Союза, было немало хорошего, всё это обязательно нужно использовать – разумеется, с поправкой на время и исторический контекст». |