АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
История и обществознание: очередное переосмысление
11.04.2016
Проблем озвучено много, решений пока не видно, а главное – не видно и желания чиновников их решать. Задача особой важностиКак ни крути, преподавание гуманитарных наук невозможно свести к передаче учащимся определённого набора знаний. История и обществознание в этой связи попадают в разряд наиболее идеологизированных дисциплин. Непростая политическая и геополитическая обстановка накладывают на преподавателей истории особую ответственность: эти предметы формируют гражданскую позицию молодых людей, воспитывают личность, накладывают отпечаток на отношение к своей стране и понимание её места в мировой истории. Нарышкин привёл примеры «надругательства над историей»: действия украинских политиков, намеренно искажающих нашу общую историю и заставляющих собственный народ «полюбить предателей и палачей» и программу по сносу сотен памятников советским воинам, активно обсуждаемую в Польше. «Спорные моменты всё активнее используются для манипуляции, идёт война интерпретаций, бесплодная и разрушительная борьба с собственным прошлым», – подчеркнул спикер Госдумы. Мысль Нарышкина продолжил министр образования Дмитрий Ливанов, отметивший, что знание и понимание истории помогает формированию гражданина, способного уважать и ценить историю и культуру не только своего народа, но и всех остальных. «Первые систематические знания об истории своей Родины – и большой, и малой – человек получает в школе, – напомнил Ливанов. – Поэтому сложно переоценить роль учителей истории и обществознания в личностном и гражданско-патриотическом становлении молодёжи». История России: «сложные» вопросы не исчезли Во-первых, учителям не ясны ни механизм, ни сроки перехода на новые учебники. По официальным данным, по новым учебникам уже учатся около семисот тысяч школьников. Остальные пока используют старые – новые учебники есть далеко не во всех школах, да и учителям нужно время, чтобы сориентироваться и перестроить учебную программу. Переход на новые учебные пособия планируется завершить к 2020 году, но соответствующих нормативных документов пока нет: школам лишь рекомендовано вести работу в соответствии с новой концепцией независимо от того, какие учебники они используют. При этом учителя страдают от проверок: инспектирующие органы считают использование старых учебников нарушением. Кроме того, демонстрационные варианты ЕГЭ разработаны по новым учебникам. Это значит, что дети, учившиеся по старым, могут не сдать экзамен. Во-вторых, педагоги жалуются на множество неопределённостей с так называемыми «трудными» вопросами, список которых Ассоциация учителей истории и обществознания составила в прошлом году. Таких вопросов несколько десятков: это трактовка революции 1917 года, опричнина, отмена крепостного права, история Древней Руси. Особенно сложным для преподавания периодом педагоги считают XX век. Например, в новых учебных пособиях есть видеоролик о штурме Белого дома, но нет никакой трактовки этого события. Наконец, прозвучали жалобы на «разноголосицу и разнобой форматов» в учебниках по истории регионов. Региональные учебные пособия отражают видение роли конкретных народов в культуре и истории страны. Хорошо бы, если бы эти оценки были увязаны с концепцией федерального учебника. Кроме того, в учебном курсе уделяется мало внимания истории бывших союзных республик СССР. Сегодня это независимые государства, зачастую пропагандирующие «российский колониализм». По мнению учителей, историю этих стран можно и нужно преподавать российским школьникам в противовес концепциям, искажающим историческую правду. Разумеется, речь не идёт о том, чтобы раскрывать детям только положительные моменты. Но школьники должны представлять себе поступательное развитие нашей страны и понимать, какую роль она сыграла в мировой истории. Что касается введения в российских школах обязательного ЕГЭ по истории, то у ни у чиновников, ни у преподавателей единого мнения пока не сложилось. Замминистра образования Наталия Третьяк заверила участников съезда, что это решение не будет принято без учёта мнения профессионального сообщества. Всеобщая история: пора обновлять концепцию В последнее время было сделано немало научных открытий, связанных с происхождением человека, появилось много новых сведений о прошлом стран Востока и Латинской Америки. Во многом изменились подходы к трактовке событий XX века, поскольку после открытия архивов были обнародованы многие неизвестные исторические факты. Соответственно, концепция преподавания всеобщей истории требует пересмотра. Проект новой концепции подготовлен Ассоциацией учителей истории и обществознания и проходит стадию общественного обсуждения. Осенью 2016 года, после того, как все замечания будут учтены, концепция будет рассмотрена Российским историческим обществом, после чего будет рассмотрен вопрос о подготовке новых учебников по всемирной истории. Столь внушительного количества острых вопросов в этом курсе, конечно, не будет, зато перед разработчиками стоит задача его синхронизации с курсом отечественной истории, чтобы ребята параллельно проходили одни и те же временные периоды российской и мировой истории. Обществознание: Конституция – ещё не всё Но значимость предмета, конечно, не только в этом. На уроках обществознания ребята начинают понимать, что такое общество, право, личность, государство, закон. Основная сложность подготовки концепции преподавания этого обширного предмета, по словам Сергея Нарышкина, состоит в том, чтобы «найти баланс между стремлением вложить в курс больше направлений и не скатиться в бессистемность». Российские школьники начинают изучать обществознание с пятого класса. Им постепенно преподносится «коктейль» из философии, политологии, социологии, правоведения, экономики и социологии. Многие учителя считают, что в пятом классе ребятам ещё сложно воспринимать эти науки. Ряд экспертов полагает, что школьный курс обществознания должен базироваться на изучении российской Конституции, изложенной доступным языком. Однако такой подход встречает и ряд возражений, поскольку жизнь в обществе – это не только закон и право, но и социальные отношения, культура, религия, институт семьи и брака, нормы морали и нравственность. Словом, целостной концепции преподавания этого предмета пока нет, но предполагается, что до начала следующего учебного года новый документ будет подготовлен и распространён по всем школам, чтобы учителя могли приступать к преподаванию обществознания по новым канонам. Комментарий редакции Фото: пресс-служба Минобрнауки России, пресс-служба ЦЭРС. |