АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Великая Отечественная война: детали. Комбат
20.04.2016
Эта фотография знакома, пожалуй, каждому. На фоне бескрайнего неба изображён человек с пистолетом в руке, поднимающий батальон в атаку. Вдалеке видны бойцы, готовые в ту же секунду вступить в бой. Снимок, вошедший в историю под названием «Комбат», стал для многих поколений символом отваги и беззаветной любви к Родине. Это один из самых известных кадров фотохроники Великой Отечественной войны. На фото изображён младший политрук 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии Алексей Гордеевич Еременко (комбат) во время Великой Отечественной войны. Правообладателем данной фотографии является Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)». Автор фото - Макс Альперт. Многие современные фотографы, привыкшие рассчитывать на совершенную технику, оборудованные фотостудии и «умное» программное обеспечение, будут удивлены, узнав, что снимок этот не постановочный. История снимкаПопулярность и известность этой фотографии – закономерное следствие профессионализма замечательного советского фотографа Макса Альперта, сумевшего превратить боевой эпизод в яркий символ мужества солдат Красной Армии. Профессиональная карьера Альперта началась задолго до начала войны. Он работал в журнале «СССР на стройке», который основал Максим Горький. Фотограф работал на множестве советских грандиозных строек: снимал строительство Большого Ферганского канала, делал фотоочерк о возведении Магнитогорского сталелитейного завода, фотографировал прокладку Турксиба. Между поездками мастер работал в газете «Правда», снимая для редакции портреты практически всех известных людей советской эпохи – политиков, военачальников, деятелей культуры и спорта. С началом войны пригодились навыки и портретной съёмки, и фоторепортажа. Макс Альперт начал работу в качестве корреспондента Советского информационного бюро и ТАСС, многократно выезжал на фронт, фиксировал на плёнку фотокамеры боевые эпизоды и жизнь тыла. Его работы – подлинные документы военного времени, отражающие и суть, и дух эпохи. Безусловно, это выдающийся мастер фотографии, оставивший немало шедевров, сохраняющих для нас исторические мгновения. Однако советские критики писали, что Макс Альперт навсегда вошёл бы в историю советской фотодокументалистики, даже если бы он сделал всего один снимок – легендарного «Комбата». С июля 1942 года, когда была сделана эта фотография, прошло столько времени, что детали начали стираться из памяти. Даже сам Макс Альперт в своих воспоминаниях и интервью рассказывал о памятном эпизоде по-разному. Но в целом дело происходило так. Летом 1942 года на Южном фронте, под Ворошиловградом (современный Луганск, Украина) шли тяжёлые бои. Прибывший в штаб полка корреспондент был направлен в один из батальонов, находившихся на передовой. Заняв позицию в небольшом окопе, Макс Альперт поймал в объектив офицера, вытянувшегося во весь рост, поднявшего высоко над головой пистолет и призывавшего бойцов к бою, и выжидал мгновение для самого психологически напряжённого кадра. Вдруг раздался оглушительный взрыв. За секунду до того, как его завалило землёй, фотограф нажал на спуск камеры. «Комбат убит!» – раздались крики бойцов. Фотоаппарат Макса Альперта был безнадёжно испорчен осколком немецкого снаряда. Указывать названия воинских частей в то время было не положено, а фамилию погибшего офицера фотограф уточнить не успел, к тому же он был уверен, что плёнка была повреждена вместе с камерой. Однако плёнка уцелела, и снимок был опубликован во фронтовых газетах под простым названием «Комбат». Чуть позднее в Красной Армии изменились знаки отличия солдат и офицеров – были введены погоны, и печатать фото офицера в устаревшей форме перестали. Фотография пролежала в архиве более двадцати лет и накануне 20-летнего юбилея Великой Победы была опубликована в газете «Правда». Тогда-то советский «Комбат» и получил мировую известность, а изображённый на нём безымянный герой обрёл реальное имя. Точнее, много имён. Кто на фото?Есть замечательный советский фильм «Вдовы» (1976 год). Одна из сюжетных линий картины повествует о том, как на едва сохранившейся, нечёткой фотографии погибшего солдата, опубликованной во всероссийской газете, множество самых разных людей со всех концов страны уверенно узнавали своих близких – отца, мужа, сына, брата, друга. Слишком уж похожи лица советских воинов на затёртых военных снимках и слишком велико желание узнать хоть что-то о судьбе родного человека, не вернувшегося со страшной войны. Такая же история произошла и с фотографией комбата. После публикации снимка в редакцию посыпались письма из разных уголков Советского Союза. Люди присылали довоенные фотографии и свидетельства очевидцев, подробно описывали, кем им приходится изображённый на снимке герой, как они вместе жили, росли, учились, служили в армии, сражались плечом к плечу… В 1970-е годы журналисты «Комсомольской правды» решили попытаться документально установить личность офицера, изображённого на снимке. К расследованию подключилась специальная комиссия Министерства обороны СССР, эксперты ВНИИ судебно-медицинской экспертизы, специалисты КГБ. После длительной работы С заключением комиссии согласились не все. В последние десятилетия появилась Есть и откровенно сфальсифицированные версии «специалистов», до сих пор пиксель за пикселем изучающих фотографию комбата. Кто-то уверяет, что офицер красной армии не может быть политруком, кто-то, привыкнув к современным графическим редакторам, видит на фото затёртые фигуры, кто-то сумел разглядеть форму офицера НКВД… Пожалуй, всё это уже не имеет значения. Пусть мы со стопроцентной уверенностью не можем ничего сказать о человеке, вытянувшемся под пулями, высоко поднявшем пистолет и призывно крикнувшем что-то такое, что заставило сотни бойцов броситься в атаку на фашистов. Мы точно знаем самое главное. На этой фотографии – герой, молодой советский офицер, поднимающий в атаку бойцов Красной Армии, сражающихся с врагами за свою землю. И ещё мы знаем, что и в этом бою, и в этой войне нашими воинами была одержана Великая Победа. ПамятьОбраз «Комбата» давно живёт собственной жизнью, распространяясь по миру уже без всякой связи с автором известной фотографии. Офицер с пистолетом в руке изображён на барельефе на Аллее боевой славы в Запорожье, фигура комбата стала основой для памятника подвигу политработников в Луганской области, изображение легендарного политрука стало эмблемой Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи (ДВВПУ). Этот образ был нанесён на юбилейные часы «Победа», выпущенные по случаю 40-й годовщины Великой Победы, и на монеты, которые появились в 2000 году по случаю 55-летия Победы. Фигура «Комбата» известна не только в России и бывших союзных республиках. В 2007 году журнал WWII History поместил это фото на обложку, посчитав его одним из ярких символов Второй мировой войны. Жаль только, что память поколений постепенно стирается, и вот уже современный интернет-пользователь, публикуя фотографию барельефа с улицы Молодогвардейцев в Челябинске, безразлично подписывает снимок: «Мужик с пистолетом». Наверное, это хорошо, что нынешняя молодёжь не видела ужасов войны и знает о них только по рассказам. Но всё же своих героев нужно помнить. Иначе мы все утратим что-то бесконечно важное. Издательским центром ИНЭС и Центром экономического развития и сертификации начата работа над очередной книгой серии «Военная история Российского государства». В книге под рабочим названием «История, рассказанная народом» будет представлено изложение биографических материалов об участниках Великой Отечественной войны на основе документов из семейных архивов. Об условиях участия в проекте можно узнать на сайте istorianaroda.ru. |