Помочь проекту

АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО:

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
Тел.: (495) 783-04-06
Е-mail: kniga@istorianaroda.ru



Наша группа ВКонтакте:
Наша группа ВКОНТАКТЕ

Армен Гаспарян: «С маргиналами будем бороться, а нормальных людей – просвещать»

<< Все новости

02.11.2016

Популярный писатель, радиоведущий и общественный деятель Армен Гаспарян рассказал в интервью сайту istorianaroda.ru о новом фильме «28 панфиловцев» и о том, почему за победами на идеологическом фронте следуют реальные боевые победы.


24 ноября на экраны выходит фильм «28 панфиловцев». Вокруг этой картины, точнее, вокруг самого сюжета, в медиапространстве развернулись нешуточные баталии. Хотелось бы поговорить о природе этой волны сплетен и резких мнений. Почему столько шума? Ведь, казалось бы, на тему панфиловцев уже давно всё сказано?

Армен ГаспарянЕсли позволите, для начала я всё же изложу вкратце ход событий. Как известно, в 1941 году у нас было крайне мало поводов для триумфа: первые месяцы войны были тяжелейшими. Естественно, ведомствам, отвечающим за агитацию и пропаганду, нужны были какие-то героические примеры, с помощью которых можно было бы мобилизовать армию на ожесточённое сопротивление. К сожалению, таких эпизодов почти не было. Несколько раз фронтовые корреспонденты «Красной Звезды» привозили материалы, которые категорически нельзя было публиковать, потому что они свидетельствовали отнюдь не о героическом настрое Рабоче-крестьянской Красной армии.

Всё началось с момента, когда стало известно, что 18 ноября 1941 года состоялся бой у разъезда Дубосеково. В ходе этого боя 28 солдат, вооружённых винтовками, гранатами и бутылками с зажигательной смесью, истребили 54 фашистских танка и ценой своих жизней остановили вермахт на подступах к Москве. Слова, произнесённые политруком Диевым, впоследствии знал наизусть любой советский школьник: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»

Узнав о случившемся, генерал армии Жуков, командовавший тогда Западным фронтом, немедленно представил героев к заслуженным наградам, и все они указом Президиума ВС СССР стали Героями Советского Союза посмертно.

Однако эту историю начали обсуждать. 27 ноября 1941 года «Красная Звезда» написала, что героями командовал политрук Диев, в январе 1942 года эта же газета уточнила, что знаменитые слова произнёс политрук Клочков. Через несколько месяцев этот персонаж стал обладателем двойной фамилии: Диев-Клочков. Более того, выяснилось, что командующий армией Константин Рокоссовский вообще ничего не знает о тех событиях и на вопросы отвечает расплывчато: «Мы не знаем имени этого героя, но это был верный сын нашей страны». Наконец, уже после войны один из героев, человек по фамилии Добробабин, оказался живым и пришёл в военкомат по месту жительства получать положенную награду. В результате накопилось столько странностей и противоречий, что этим делом начало заниматься специальное управление министерства обороны. В ходе расследования выяснилось, что ни автор статьи – литературный секретарь «Красной звезды» Александр Кривицкий, ни корреспондент по фамилии Коротеев, на которого он сослался, в тот день в Дубосеково не были: Коротеев просто слышал разговор об этом бое в штабе фронта. Вызванный на допрос главред «Красной Звезды» – знаменитый советский журналист Давид Ортенберг признался, что все подробности в этом сюжете, включая количество советских воинов и подбитых танков, а также последние слова политрука, – художественный вымысел. И вот вокруг этой истории на протяжении многих десятилетий идёт вечная либеральная вонь.

По этому поводу хочется сказать следующее. Во-первых, тот факт, что не было конкретно этих 28 героев-панфиловцев, вовсе не означает, что в тот день героическая Панфиловская дивизия не остановила немецкое наступление на Москву, понеся огромные потери. Приведу по памяти данные только по одному подразделению, это тот самый 1075-й стрелковый полк, о котором говорилось в статье. 18 ноября 1941 года солдаты 1075-го полка уничтожили 16 танков и 800 солдат и офицеров противника. Наши потери: 400 человек убиты, 600 пропали без вести и 100 ранены. То есть в тот день бой был. Разве для нас с вами сегодня принципиально важны фамилии этих героев? Мы все их знаем как героев-панфиловцев, и нужно беречь память о них, а не тренироваться в колкости и гнусности. Эти люди сделали невозможное – остановили немецкие танки, которые неслись к Москве. Напомню, что это было первое поражение вермахта! Этот подвиг достоин нашей памяти и гордости.

Во-вторых, история панфиловцев именно в том виде, в каком она была подана, оказалась в тот момент абсолютно необходима. Если бы тогда, в ноябре 1941 года, не появился подобный рассказ о героической Красной армии, могло случиться страшное. Этот рассказ показал народу, что несмотря на самые тяжёлые поражения летом 1941 года, на оставленные Минск, Киев, Одессу, Прибалтику, на начавшуюся блокаду Ленинграда, наша армия не сломлена и готова к ожесточённому сопротивлению. Именно с этой точки зрения я предлагаю оценить поступок журналистов. Да, они приукрасили действительность и создали героический миф. Но этот миф сыграл очень важную роль. Я, кстати, не убеждён, что в «Красной звезде» прогнозировали успех этой статьи. Мне представляется, что он стал во многом неожиданным. Но всенародный патриотический подъём, который последовал за этой публикацией, говорит о том, что журналистам удалось угадать архетип, затронуть струны народной души. Это невероятно важная статья для понимания очень многих процессов.

Почему всё-таки очередная волна негодования и разоблачений поднялась именно сейчас? Чем вызван такой интерес к конкретному сюжету?

Армен ГаспарянК сожалению, при том, что Великая Отечественная война является объединяющим стержнем народов Российской Федерации, в обществе царит вопиющая безграмотность, связанная с основными событиями этой войны. Сейчас привязались к панфиловцам, а 15 лет назад была точно такая же истерика по поводу Зои Космодемьянской. В 1990-е годы модно было считать, что мы – такие же поджигатели войны, как и Гитлер, потому что напали вместе с ним в сентябре 1939 года на Польшу, а в июне 1941 Гитлер просто на несколько дней опередил наше наступление на Германию. У этих людей и Зоя Космодемьянская умственно неполноценная, и Гастелло не хотел никого таранить, а просто что-то перепутал, и Александр Матросов поскользнулся… Всё это гнусность и мерзость. Все эти околоисторические баталии малограмотных людей прошли на моих глазах. И если посмотреть на тех, кто сейчас обливает грязью панфиловцев, можно обнаружить, что все они – поклонники нынешней киевской власти, искренне ненавидят Крым, отказывая крымчанам в праве быть русскими, что они искренне презирают население Донецка и Луганска, называя его быдлом. У всех один и тот же тренд.

Выходит, это не просто безграмотность и невежество? В этой позиции есть идеологическая составляющая?

Разумеется. Это типичное либеральное воззрение на отечественную историю. Сами по себе панфиловцы мало кому интересны, просто путём расшатывания нашего национального стержня эти люди хотят привнести в идеологию совершенно другое. Сейчас приближается столетие революции – вот увидите, от панфиловцев отстанут и переключатся на революционеров. Им же всё равно: памятник Ивану Грозному поставили – давайте про Ивана Грозного, Куликовской битвы не было, Ледового побоища – тоже, Александр Невский – коллаборационист. Думаете, эти «эксперты» сидят в Ленинской библиотеке и читают серьёзную литературу? Да перестаньте! Для их целей достаточно выдумок.

История болезни всей этой публики протекает на моих глазах на протяжении двадцати лет. Я как свидетель мог бы отдельную книгу написать под названием «Болезнь русского либерализма».

К счастью, есть кому дать им отпор. Гаспарян и его друзья выступают в интернете, на телевидении, на радио и без конца объясняют этим индивидам, что они идиоты. И нормальные люди, которые колебались, какую сторону занять в этих спорах, делают правильный выбор.

На самом деле обывателю сделать выбор не так просто. К примеру, на сайте «Дилетанта» недавно была опубликована так называемая дуэль между научным директором РВИО Михаилом Мягковым и зампредом «Мемориала» Никитой Петровым. Обоими участниками были даны развёрнутые ответы на вопросы о панфиловцах. С точки зрения обывателя обе точки зрения – убедительные. Такое ощущение, что люди голосовали, скорее, в соответствии со своей уже сложившейся позицией. А как определиться, если её нет? «Голосуй сердцем» – всегда ли это верный путь?

28 панфиловцевЭто очень важный вопрос. Когда рухнул Советский Союз, у нас пропала литература, которую принято считать научно-популярной. По большому счёту, сейчас есть два вида исторических изданий. С одной стороны, сборники документов и научные монографии, которые не возьмёт в руки простой обыватель, потому что это чтиво для тех, кто темой либо очень глубоко интересуется, либо профессионально занимается. С другой – вздорные размышления странных людей, и именно этими «историческими трудами» заставлены полки книжных магазинов. Что можно посоветовать? Прежде всего, есть замечательный сайт: История.рф. Делается он людьми очень серьёзными, и там есть как сугубо научные, так и научно-популярные статьи. Кроме того, нужно слушать профессионалов. У нас есть замечательные военные историки, есть журналисты, которые с завидным постоянством рассказывают о сложных событиях XX столетия. Их фамилии прекрасно известны, достаточно пощёлкать по теле- и радиоканалам. Вот этих людей надо слушать, а не условного Кукушкина из условного фейсбука, написавшего, что никаких панфиловцев не было, и собравшего триста «лайков».

Армен ГаспарянПроблема ещё в том, что у нас нет серьёзных исследований по фактам советской пропаганды в годы Великой Отечественной войны. Если бы кто-то изучил, например, сводки Совинформбюро, газетные публикации, сопоставил всё это с событиями, описанными в документах, выявились бы очень сложные процессы, показывающие, по какому принципу строилась советская пропаганда в 1941 году. Если бы такие исследования появились, многие вопросы отпали бы. Владимир Мединский в книге «Война. Мифы СССР. 1939-1945» объяснил очень многие вещи популярным языком. К сожалению, видимо, об этом надо писать чаще. Я до конца года закончу книгу «Россия и Германия: великое противостояние XX века», там будет отдельный фрагмент, посвящённый истории с панфиловцами: просто невозможно постоянно рассказывать по радио одно и то же, а вопросы от слушателей идут непрерывно.

А как вам кажется, создание и выход фильма «28 панфиловцев» – разве не элемент пропаганды, уже сегодняшней? Ведь интерпретация исторических событий неминуемо несёт идеологическую составляющую.

 Мы должны понимать, что против России сейчас ведётся очень грязная информационная кампания – прежде всего со стороны Украины, Прибалтики, Польши. При наличии «железного занавеса» можно было не обращать внимания на то, что пишут в условной Испании. Но сейчас эпоха интернета, и вся опубликованная мерзость тотчас же становится известна в России. Поэтому здоровое общество должно периодически делать себе «прививку». Мы ежегодно делаем себе прививку от гриппа, правда? Точно так же нужно поступать с событиями, смысл которых для нас с вами очевиден, а для младшего поколения – нет.

Пропаганда тут ни при чём. Создание фильма «28 панфиловцев» – народная инициатива, а не воля государства. Инициатива шла снизу, это народное кино, в котором народ обозначает собственное отношение к конкретному событию.

Повторюсь: панфиловцы – это символ стойкости русского солдата, символ возможности сокрушения якобы несокрушимого вермахта, символ победы нашей армии под Москвой.

Надо понимать, что речь идёт не о том, чтобы навсегда увековечить в народном сознании классический элемент советской агитации и пропаганды. Речь идёт о том, что были реальные бои, в которых гибли реальные люди – наши с вами соседи, братья и сёстры наших с вами дедов и прадедов. И это они ценой собственных жизней остановили наступление немцев на Москву! Они, а не сборище псевдоинтеллектуалов, которое сейчас упражняется в гнусности и подлости на «Эхе Москвы», телеканале «Дождь», в Facebook и так далее.

Я всем настоятельно советую поехать, например, в Кубинку и постоять пару минут напротив немецких танков. А потом представить, что эта стальная тумбища на тебя едет, стреляет из пулемётов и пушек, а ты ценой собственной жизни её останавливаешь. При этом ты понимаешь, что можешь остановить эту машину смерти только бросившись под гусеницы с гранатой. И ты это делаешь! Делаешь не за награды, не за гранты, а из любви к Родине и своему народу.

Так что когда современные Митрофанушки, не представляющие, что такое немецкие танки, повторяют вслед за кем-то, что не было никаких панфиловцев, я закипаю. Точно так же я сатанею, когда слышу, что наши солдаты изнасиловали чуть ли не всю Польшу. У меня дед еле выжил, когда получил тяжелейшее ранение, освобождая в 1945 году эту самую Польшу! Кстати, очень жду выхода книги, где будет размещена военная биография моего деда (речь идёт о книге «История, рассказанная народом» – прим. ред.).

Знаете, в своё время талантливый публицист русского зарубежья Иван Лукьянович Солоневич очень верно сказал, в чём была беда нашего общества в 1916 году: мы не били рожи тем, кто плохо говорил о нашей армии, именно поэтому всё закончилось крахом. Наша армия – армия победителей, и нужно защищать её от всех этих гнусностей.

К счастью, многие это понимают. Люди готовы поучаствовать материально в проектах по сохранению памяти. Я сам перечислял деньги на этот фильм, но я, к счастью, не один такой: всего было собрано более 35 миллионов рублей.

В одном из недавних интервью вы сказали, что установку мемориальной доски барону Маннергейму можно рассматривать как некий месседж Западу – напоминание о том, что может случиться при реализации определённых сценариев. Можно ли выход фильма «28 панфиловцев» тоже рассматривать как месседж? Владимир Путин смотрел этот фильм вместе президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Это ведь явный знак, что на постсоветском пространстве есть некие общие ценности. Не потому ли на Западе так переполошились? Публикация о мифологизации эпизода с панфиловцами была даже на BBC.

BBC о 28 панфиловцахКонечно же, это очень яркий и сильный сигнал всем удивительным людям на постсоветском пространстве, для которых наши солдаты стали теперь оккупантами, что мы помним и никогда не забудем свои корни. Это не религия, это нравственное начало любого нормального человека. Как нас на Западе называют, «страна-бензоколонка»? Так вот эта страна показывает, что у неё на самом деле есть фундамент. И не надо с этим шутить.

Нашему обществу пора учиться давать адекватные, симметричные ответы. Выход фильма – прекрасный ответ, гражданская инициатива, показывающая взгляд общества. О героях не надо размышлять пофамильно, надо просто помнить о том, что в один день 400 человек отдали самое дорогое – собственные жизни. Я считаю, что всем нам, каждому из нас нужно посмотреть этот фильм. Я, к сожалению, из-за съёмок не смог вырваться на закрытый просмотр, но в первые же дни, когда фильм «28 панфиловцев» выйдет в прокат, пойду в кино.

Это интервью будет опубликовано накануне Дня народного единства. Что для вас означает этот день, будете ли как-то его праздновать?

Конечно, буду праздновать! К сожалению, о событиях Смутного времени представления в нашем обществе ещё более чудовищные. А некоторые вообще полагают, что до 1917 года никакой России не было. Но все мои друзья этот праздник отмечают, я несколько последних лет всё время ходил на различные акции. И в этом году пойду обязательно – не далее как вчера меня пригласил известный журналист Илиас Меркури.

День народного единства – государственный праздник, он существует уже много лет, и это очень яркая дата в нашей истории. Так что будем праздновать, бороться с маргиналами и просвещать нормальных людей.