Помочь проекту

АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО:

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
Тел.: (495) 783-04-06
Е-mail: kniga@istorianaroda.ru



Наша группа ВКонтакте:
Наша группа ВКОНТАКТЕ

РВИО: для историков – дискуссии, для общества – поиск компромисса

<< Все новости

06.02.2017

Представители Российского военно-исторического общества рассказали об итогах деятельности РВИО в прошедшем году и планах на ближайшее будущее. Самыми масштабными проектами РВИО в 2017 году станут установка памятника Примирения в Крыму и благоустройство мемориала в Катыни, а также ряд совместных телевизионных проектов с федеральными каналами.

В брифинге, который прошёл в пресс-центре МИА «Россия сегодня» 25 января, приняли участие председатель РВИО, министр культуры РФ Владимир Мединский; исполнительный директор РВИО Владислав Кононов, научный директор РВИО Михаил Мягков и председатель комиссии Центрального Совета РВИО по информационной политике Дмитрий Киселёв.

Памятник Примирения

РВИО: для историков – дискуссии, для общества – поиск компромиссаОдин из самых масштабных проектов, который Российское военно-историческое общество планирует осуществить в 2017 году, это установка в Крыму «памятника Примирения», приуроченная к столетию Великой российской революции. Как пояснил Владислав Кононов, место для создания мемориала уже выбрано и согласовано с администрацией Керчи. Это «идеальное с архитектурной точки зрения место» расположено в 200-300 метрах от вхождения в Крым строящегося Керченского моста, поэтому «изумительно просматривается». Конкурс проходил в 2015-2016 годах, и победитель уже определён – это группа молодых авторов под руководством заслуженного художника РФ Андрея Ковальчука. Сейчас проект дорабатывается и будет представлен на суд общественности в течение месяца.

Впрочем, это не означает, что открытие памятника будет приурочено к столетней годовщине революционных событий в России. «Торопиться не надо. Нет задачи открыть монумент 7 ноября какого-то конкретного года, – пояснил Владимир Мединский. – Главное чтобы проект был достойный и чтобы он символизировал действительно единство и преемственность истории нашей страны – дореволюционной, революционной и современной России». Министр культуры привёл в пример ситуацию с созданием памятника Ивану III. Открытие монумента было запланировано на 2016 год, но поскольку творческий совет РВИО не одобрил ни одного из десятков представленных проектов, создание памятника отложили. «Прожил Иван III без памятника 650 лет – подождёт и ещё несколько месяцев, дабы память о его свершениях была отражена достойно», – объяснил свою позицию Мединский.

С «идейным» наполнением проекта памятника в Крыму действительно всё очень непросто. По словам Владислава Кононова, памятнику предстоит «собрать в себя многие смыслы». Монумент будет не только символизировать воссоединение России с Крымом, но и отдавать «символическую дань массовому исходу белогвардейцев из Крыма». Примирение «красных» с «белыми», как подчеркнул Кононов, невозможно. Создатели монумента ставили себе другую цель. «Это попытка приблизить «красные» и «белые» политические силы их к пониманию», – объяснил исполнительный директор РВИО.

В целом позиция Российского военно-исторического общества такова: гражданское общество должно сосредоточиться на поиске точек контакта и путей для примирения и согласия. Споры, как считают в РВИО, – прерогатива специалистов.

Споры – для историков

РВИО: для историков – дискуссии, для общества – поиск компромиссаВозможно ли примирение «красных» с «белыми»? Закончилась ли Гражданская война? На эти вопросы, пожалуй, невозможно ответить однозначно. «Споры должны быть оставлены историкам, научному сообществу. А в гражданском сообществе нужно найти пути для примирения», – убеждён научный директор РВИО Михаил Мягков.

Он рассказал, что в ближайшее время Российское военно-историческое общество откроет Дискуссионный клуб в Гучковом доме (офис РВИО в Петроверигском переулке в Москве), где «будут обсуждаться актуальные проблемы истории, которые имеют выход на сегодняшний день». Речь идёт вот о чём. Во-первых, для понимания роли тех или иных событий в современной истории важно осознавать, что было бы, если бы всё сложилось иначе. Например, для понимания роли нашей страны в борьбе с фашизмом стоит задуматься, что произошло бы, если бы Германия одержала победу, как в этом случае сложилась бы судьба народов России и всего мира. Второй аспект – проведение исторических аналогий и на их основе поиск возможных решений для проблем сегодняшнего дня. К примеру, в прошедшем году РВИО проводило мероприятия, связанные с 75-й годовщиной прихода в Архангельск первого союзного конвоя под названием «Дервиш». Михаил Мягков напомнил, что противоречия между нашей страной и США существовали и 75 лет назад, однако это не помешало пойти на компромисс, чтобы разгромить фашизм. Возможно, стоит использовать этот опыт и сегодня – например, в совместной борьбе против международного терроризма.

В качестве примера дискуссионной площадки Мягков привёл прошедшее в июне 2016 года Всероссийское историческое собрание, где историки и реконструкторы обсуждали актуальные проблемы современной исторической науки, а также круглый стол «Диалог с историей: Мы и российская революция 1917 года», проведённый РВИО совместно с Московской Патриархией.

По мнению экспертов РВИО, дискуссии будут продолжаться, но сегодня важно, чтобы сторонники «белых» и «красных» снова не оказались по разные стороны баррикад. Приближающая столетняя годовщина событий 1917 года должна помогать находить общие пути и компромиссы. «Нет такой идеологии, которая оправдывала бы ситуацию, когда русский человек стреляет в русского человека, как это было в годы Гражданской войны, – подытожил Михаил Мягков. – РВИО будет действовать исходя из этого положения».

Мемориал в Катыни

РВИО: для историков – дискуссии, для общества – поиск компромиссаВладислав Кононов сообщил, что в 2017 году планируется благоустройство мемориала в Катыни под Смоленском. (Многих смущает «непривычное» произношение названия «Ка́тынь» с ударением на первый слог. Поясним, что не стоит путать белорусскую деревню Хатынь, где в 1943 году фашисты уничтожили около полутора сотен местных жителей, и село Катынь под Смоленском, где в период сталинских репрессий в 1940 году проводились массовые расстрелы и захоронения советских граждан и пленных польских офицеров). Сейчас в Катыни есть действующий мемориал, состоящий из «польской» и «российской» частей – по сути два кладбища, где захоронены останки польских и российских граждан, расстрелянных НКВД. 

РВИО: для историков – дискуссии, для общества – поиск компромиссаБлагоустройство, о котором идёт речь, касается «российской» части. Там планируется установка освещения, указателей и памятных стел. По словам экспертов РВИО, стоит говорить об общей трагедии, затронувшей польских и советских граждан, а не о преступлении СССР против Польши. Поэтому в Катыни планируется также открытие выставочного комплекса с постоянной экспозицией, которая расскажет об истории советско-польских отношений в XX веке. «Если польские туристы никогда не поверят в «дружбу советского и польского народов» после 1945 года, то это их, польских туристов и их государства проблема, а не наша. Нам своих детей растить. Чтобы они, как минимум, не воспринимали «польскую историческую правду» про развязывание СССР Второй мировой войны», – пояснил позже Владислав Кононов на своей странице в Facebook.

Кино

О роли РВИО в производстве художественных и документальных фильмов стоит рассказать особо. Во-первых, экспертами Общества проводится большая работа по просмотру и рецензированию сценариев. 

Во-вторых, РВИО участвует в создании не только художественных фильмов, но и так называемых докудрам. В частности, скоро на экраны выйдет фильм-расследование о декабристах, повествующий о том, как российские офицеры пришли к заговору. Совместно с Первым каналом снимается многосерийная докудрама «Забытые вожди». По словам Владимира Мединского, она посвящена «противоречивым и сложным деятелям», которых «когда-то подняли на щит, а потом ниспровергли в бездну» – Жданову, Дзержинскому, Будённому, Ворошилову, Абакумову и другим. Также готовятся многосерийные докудрамы «Забытые победы» и «Нулевая мировая», посвящённые соответственно малоизвестным великим битвам и истории Крымской войны.

Просветительские и молодёжные проекты

РВИО: для историков – дискуссии, для общества – поиск компромиссаВладимир Мединский посетовал: сколько ни рассказывай о проектах РВИО, в прессу попадает далеко не всё. Всех интересует скандальный вопрос с памятной доской Густаву Маннергейму, но мало кто обратил внимание на установку 1200 мемориальных досок в школах, где учились Герои Советского Союза. Выставку «Война и мифы», развенчивающую наиболее устойчивые мифы о Великой Отечественной войне, появившиеся в 1990-е годы, посетило уже более 100 тысяч человек. В первые две недели в Московском Манеже эту выставку посетило более 50 тысяч человек, это уникальные цифры для исторической выставки – столько посетителей собирают, как правило, популярные выставки в художественных музеях. По словам Мединского, прессу и в этом случае заинтересовал лишь скандал, связанный с «бывшим политическим деятелем, который там нашёл случайно оброненную листовку». «Коллеги, я вас призываю: пишите о контенте!» – обратился к журналистам Мединский.

Cогласимся: цифры выглядят внушительно. Выставка «Помни! Мир спас советский солдат» собрала более двух миллионов посетителей, в различных регионах РФ установлено более 30 памятников советскому солдату, десятки тысяч детей и подростков набираются сил и проходят образовательные программы в военно-исторических лагерях, более 340 тысяч школьников в рамках программы «Дороги победы» познакомились с историческими достопримечательностями и музеями боевой славы. Еженедельно по субботам проходят бесплатные лекции в Государственном Историческом музее. Открываются новые монументы – от масштабных проектов вроде памятника Святому князю Владимиру на Боровицком холме до типовых памятников советскому солдату, установленных во многих российских регионах.

Всё это сделано за три с небольшим года (РВИО было образовано летом 2012 года). В ближайшее время планируется обновление экспозиции Стрелецких палат в Лаврушинском переулке и создание Музея военной формы в Петроверигском переулке. Идут работы в Петрищево – на месте, где погибла Зоя Космодемьянская. В планах РВИО не только привести в надлежащее состояние музей в Петрищево, но и сделать его образцовым типовым музеем-мемориалом, чтобы можно было по этому образцу восстановить другие музеи, посвящённые Героям Советского Союза. Работы очень много – в частности, рассматривается вопрос мемориализации героев, имена которых, к сожалению, не «на слуху». Например, в пятнадцати километрах от Петрищево участь Зои Космодемьянской разделила её сослуживица Вера Волошина, не все слышали об Александре Печерском, совершившем удачный побег из нацистского концлагеря Собибор. Но следует помнить, что большинство проектов РВИО реализуется с привлечением спонсоров. А значит, средств на всё сразу не хватит, приходится, как выразился Владимир Мединский, «подходить к этому рачительно».

РВИО – это люди

«Что такое РВИО? Прежде всего это люди», – так начал своё выступление Владислав Кононов. Он напомнил, что Российское военно-историческое общество – это не политическая партия, а «сообщество людей, объединённых стремлением изучать и пропагандировать великую историю великой страны». Таких людей в России с каждым годом становится всё больше. Уже сейчас РВИО объединяет более пяти тысяч энтузиастов и имеет филиалы и представительства практически во всех субъектах РФ.

Вопреки распространённому мнению, далеко не все проекты РВИО реализуются на бюджетные средства. В деятельности РВИО люди – это ещё и спонсоры, попечители, компании, считающие своим долгом помочь реализации военно-исторических проектов. Так, при изготовлении и установке памятника Князю Владимиру не использовались ни государственные субсидии, ни средства министерства культуры: проект полностью реализован на внебюджетные средства. Владимир Мединский сообщил даже, что в 2017 году бюджетное финансирование РВИО будет секвестировано. Произошло это, по словам министра, «не потому, что Общество плохо работает, а потому, что оно работает хорошо» и в состоянии привлекать внебюджетные средства.

РВИО: для историков – дискуссии, для общества – поиск компромиссаЛюди вокруг РВИО – это ещё и журналисты, к которым обратился Дмитрий Киселёв, призвав к активному участию «в защите каждого имени». Он напомнил о попытках дискредитации подвига Зои Космодемьянской. По мнению Киселёва, смысл попыток «обесценить и подвиг, и саму личность» в том, чтобы «заронить сомнение», тень которого ляжет на всех остальных героев войны. Народ не отдал это имя, заключил Дмитрий Киселёв, но «хотелось бы видеть большую активность журналистов и большую гражданскую активность», чтобы «защитить эту крепость».

От редакции

Роланд Шарифов«К сожалению, многие журналисты не готовятся к пресс-конференциям, из-за этого у спикеров не осталось возможности осветить многие вопросы по теме, – комментирует директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Нас тоже волнует судьба скифского золота, но спрашивать об этом Мединского, заведомо зная, что вопрос не относится к теме брифинга, на мой взгляд, было невежливо. Обидно, что многие забывают, что РВИО – общественно-государственная организация, заметная, активная, но вовсе не всесильная. Напомню, что РВИО создавалось для объединения сил государства и общества в изучении военной истории России и противодействия попыткам её искажения. На мой взгляд, эту задачу РВИО решает. Издание или ревизия всех на свете книг по военной истории, содержание в порядке всех могил павших воинов в России и за её пределами – задачи намного более масштабные и явно выходящие за рамки деятельности Российского военно-исторического общества. Думаю, неугасающий общественный интерес к проектам РВИО, а мы ощущаем его, например, по вниманию к нашему совместному издательскому проекту «История, рассказанная народом», говорит о востребованности деятельности Общества и о том, что в отборе проектов и направлений деятельности РВИО идёт абсолютно верным путём».