АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Юрий Вяземский: «Воспитание патриотизма – сложное дело»
04.09.2017
Заслуженный работник культуры РФ, писатель, историк, профессор МГИМО, автор и бессменный ведущий телепередачи «Умники и умницы» Юрий Павлович Вяземский рассказал о том, почему нужно знать историю и как возникает чувство патриотизма. С Юрием Вяземским мы встретились 1 сентября в московской школе №201. Здесь проходила торжественная церемония открытия памятных досок Героям Советского Союза, которые учились в этой школе: Зое и Александру Космодемьянским, Павлу Гражданинову и Георгию Лашину. Памятные доски устанавливаются усилиями Российского военно-исторического общества (РВИО), почётным членом которого является Юрий Павлович. – Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить! Если вы ещё не знаете, то скоро узнаете, что был такой принц датский Гамлет и это его слова. Он был несчастным, а вы – счастливые, потому что у вас эта нить не порвалась. Многие школьники и студенты сейчас живут с «порванной нитью» – не знают свою историю. Вам повезло: вы учитесь в замечательной школе, где эта нить существует, и сейчас она перед вами в лице молодых прекрасных героев. По их судьбам можно изучать не только историю, но и географию: посмотрите, где эти люди воевали, куда они дошли и где отдали свою юную жизнь для того, чтобы мы с вами сейчас стояли под этим солнцем с хорошим настроением! – Может быть, не надо ограничиваться только 201-й школой? Может быть, вам надо выезжать в другие школы и рассказывать там о великих героях, с которыми вас соединяет «связующая нить»? Иногда приходят дяди и тёти, что-то рассказывают, но они просто «ведут патриотическое воспитание». Если к другим школьникам придёте вы, чтобы просто рассказать о своей жизни и об этих героях, это будет намного, как сейчас принято говорить, эффективнее. Стало понятно, что отношение к патриотическому воспитанию у Юрия Вяземского неоднозначное. Поэтому наш дальнейший разговор был именно об этом. Правда, для интервью порталу istorianaroda.ru Юрию Павловичу удалось выкроить лишь несколько минут: после окончания мероприятия выстроилась внушительная очередь из желающих пообщаться и сфотографироваться с популярным телеведущим. Автор «Умников и умниц» никому не отказывал и бесконечно произносил добрые слова по поводу начавшегося учебного года, доброжелательно улыбался и снова и снова фотографировался – со старшеклассниками, с первоклашками, с их родителями и даже с директором и завучем 201-й школы, которые тоже пожелали заполучить совместное фото. – Юрий Павлович, можете сказать несколько слов по поводу сегодняшней церемонии? Конечно, установка памятных досок имеет колоссальное значение. Это связь времён! «Поколение селфи» часто занято только собой. Но здесь – не получится. Когда приходишь и видишь перед собой имена этих замечательных людей, почти таких же молодых, как нынешние старшеклассники, когда помнишь, что они отдали свою жизнь за Родину, ты не теряешь эту связь. Ты буквально чувствуешь себя частью гимна. – Нет ли опасности «перебора»? Ведь школьников легко «перекормить» рассказами о героях… – По-вашему, патриотизм – это врождённое или приобретённое чувство? Он воспитывается или с ним рождаются? – Ну что вы, патриотизм врождённым быть никак не может. Всякий учёный вам скажет, что если русский человек родится в Китае, если он будет расти и воспитываться в китайской семье, то он будет китайцем. Откуда там возьмётся наш русский патриотизм? Конечно, это не врождённое. Всё это воспитывается и формируется в ходе процесса, который учёные называют онтогенезом. Но тут очень тонкая вещь. Патриотизм – это любовь к Родине. А любовь к Родине – это очень сложное чувство, которое в каком-то смысле можно сравнить с любовью к матери. Многие люди превращают это всё в ура-патриотизм и начинают выкрикивать на каждом углу «славься!», «да здравствует!», «наши предки»… При этом они толком даже не понимают, что они славят и о каких предках речь. Но такой патриотизм воспитывать очень сложно. Дело в том, что человек в подростковом возрасте всё отрицает, потому что он ищет себя и хочет отгородиться от чужих, как сказал бы Сократ, мнений, которые на него давят. Он хочет сформировать своё. Поэтому первое движение идёт отрицательное: это не моё, это не я, я ищу себя. И в этом возрасте если перед молодым человеком появляется какой-нибудь квасной или ура-патриот, то он делает обратную работу: ты просто начинаешь ненавидеть то, что он говорит! – Возвращаемся к вопросу о «переборе»? – Да нет. Я бы сказал, что это уже не перебор, а самое настоящее вредительство в патриотическом воспитании. Уж простите, но я всегда говорю то, что думаю. – Вы критично высказываетесь о «поколении селфи», да и к процессу воспитания, как видим, у вас есть вопросы. Так есть ли надежда, что новое поколение достойно примет на свои плечи ответственность за страну? Если смотреть в целом – у нас хорошая молодёжь? – Выходит, это всё-таки возможно? – Конечно! Только этим надо заниматься и при этом уметь это делать. – И кто же должен заниматься «исправлением» молодёжи? – Прежде всего – семья. Потому что самое главное образование и воспитание происходит именно дома, в семье. Странно бывает, когда родители потом приходят в школу и начинают требовать: мол, вы плохо воспитываете, плохо учите… Конечно, бывает и такое, но воспитание происходит прежде всего в семье. – А как же государственная политика? И само общество? Телепередачи, фильмы, книги, установка памятных досок, наконец? Разве всё это не воспитывает? – Государственная политика – это вторая ступень. Хотя ступень тоже чрезвычайно важная. Конечно, нужны и книги, и фильмы, и передачи. Тут у нас ещё много заделов. Есть над чем работать. Фото: пресс-служба ЦЭРС. |