АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Non/fictio№19: чтение, общение и полные рюкзаки
04.12.2017
С 29 ноября по 3 декабря в Центральном доме художника на Крымском валу в Москве прошла девятнадцатая Международная ярмарка интеллектуальной литературы. На ярмарке была представлена книга «История, рассказанная народом», выходящая в серии «Военная история Российского государства». Предлагаем наш репортаж о ярмарке Non/fictio№19. Любовь к чтению: хоронить раноВсё как обычно: море книг, толпа на входе, нескончаемая очередь в гардероб, жара, духота и книжные ряды, от которых с непривычки, наверное, могла бы закружиться голова. Но «с непривычки» – это не про посетителей и участников ярмарки «Нон фикшн». Случайных посетителей здесь нет. Когда видишь эти развалы книг, переполненные залы, довольных посетителей, выходящих с ярмарки с тяжёлыми сумками, рюкзаками, пакетами, то понимаешь: что бы ни писали о падении в нашей стране любви к книге и чтению, всё далеко не так плохо. Напомним: литература «нон фикшн» – это книги о невыдуманном. В формат вписывается что угодно: воспоминания и письма, бизнес-литература, учебники, научные монографии, красочные альбомы по искусству, публицистика, сборники физических упражнений или кулинарных рецептов. По правде говоря, на стендах хватает и литературы «фикшн», то есть художественной: куда же без классики, без популярных современных авторов, без детских сказок, наконец? Или, к примеру, без стихов Марины Цветаевой, 125-летие со дня рождения которой отмечалось в этом году? Тем не менее, ежегодная ярмарка в ЦДХ, негласно признанная основным литературным событием года, традиционно претендует на роль «интеллектуальной». Все согласны: приятно чувствовать себя интеллектуалом. Тем более, ярмарку и на самом деле посещают, как правило, те, кому по душе вдумчивое чтение, неминуемо влекущее за собой интеллектуальный рост. Хочется подчеркнуть, что Non/fiction – не просто распродажа книг, хотя для многих возможность купить книгу по цене издательства весьма существенна. Ярмарка проходит в конце года, поэтому все, кто следит за выходом новинок по важным для себя темам, уже давно приобрели нужные книги. Зачем же люди из года в год приходят на Non/fiction? Прежде всего, здесь можно найти продукцию небольших издательств, в том числе региональных. В сетевых книжных магазинах таких книг не найдёшь, в интернет-рекламу малые издательства, как правило, не вкладываются. Кроме того, книги нынче стоят недёшево, и перед покупкой многие хотели бы подержать книгу в руках, пролистать, а то и прочитать несколько страниц, пообщаться с издателями. Часто бывает так: человек что-то спрашивает у тех, кто находится по ту сторону книжного стенда, то есть на стороне издательства, а к разговору подключаются посетители ярмарки, проходящие мимо. Из завязавшейся беседы нередко можно вынести не меньше, чем из чтения. Помимо этого, организаторы ярмарки всегда предлагают насыщенную программу: в залах и на стендах непрерывно проходят презентации и круглые столы. Всегда можно подобрать мероприятие в соответствии со своими вкусами и интеллектуальными запросами. На площадках Non/fiction – популярные писатели и литературные критики, деятели культуры, поэты, художники, словом, все те, кого в обычной жизни мы видим по телевизору или в интернете. К программе, конечно, можно придираться. Например, издательство АСТ отчего-то не включило в перечень мероприятий презентацию книги Юрия Полякова «По ту сторону вдохновения», рассказывающей о жизни отечественной литературной богемы. Это не художественная книга, но она отличается такой же яркостью и афористичностью, как и художественные произведения писателя. Видимо, тот факт, что в программе издательства нашлось место для Михаила Веллера и Дмитрия Быкова, Сталика Ханкишиева и Андрея Макаревича, а для Полякова – не нашлось, говорит, возможно, о грамотной маркетинговой политике: книги Юрия Полякова и так раскупают, к чему дополнительная реклама? Но это детали. В целом программа мероприятий была насыщенной и весьма разнообразной. Стоит отметить и ещё один аспект. Подобного рода ярмарка – это всегда встреча не только читателя с издателем, но и наоборот. Издателям тоже неплохо бы знать, какие из их книг интересны, востребованы, ожидаемы, чем живёт их сегодняшний читатель, на что рассчитывает, чего жаждет. Такой возможностью пользуются отчего-то не все. К сожалению, попадаются стенды, где меланхоличные девушки, погружённые с головой в собственные смартфоны, готовы отвечать на вопросы только о стоимости лежащих на прилавке книг. Но таких меньшинство: в основном на стендах оживлённо и людно, а общение читателя с издателями часто оказывается взаимно полезным. Прекрасное – в массы!В этом году на Non/fiction были ярко представлены ведущие музеи. Это хороший ход навстречу возможным посетителям: прекрасно изданные каталоги по карману далеко не всем, но, может быть, полистав такие издания, кто-то примет решение в перерыве между чтением и интеллектуальными разговорами отправиться в музей? Мудрая Ирина Александровна Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, именно этим и закончила своё часовое выступление. «Приходите на выставку, даже если не хотите вникать в её концепцию, – обратилась к залу Ирина Александровна. – Просто приходите. Там очень хорошие картины». Выставка, на днях открывшаяся в Пушкинском, и правда замечательная и необычная. Она называется «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век». Куратор проекта, Ирина Александровна Антонова, стремилась показать русское искусство рубежа XIX-XX веков не в противопоставлении мировому искусству того же периода, а в параллели с ним. По сути, и отечественные передвижники, и французские импрессионисты были новаторами, искавшими новые формы художественного выражения, и противопоставлявшие своё творчество сложившимся академическим традициям. Если всмотреться, так ли непохожи «Сибирская красавица» В.И. Сурикова и Жанна Самари на портрете кисти Ренуара? Так ли различаются по духу «Дети» В.А. Серова и «Комедианты» Пикассо? Не случайно выставка русского реализма недавно с таким успехом прошла в Голландии: оказывается, зритель, воспитанный совсем на других картинах, вполне готов воспринимать Репина, Левитана и Крамского. К чести ГМИИ им. А.С. Пушкина, каталог этой выставки стоит всего 1000 рублей: судя по очереди, выстроившейся к И.А. Антоновой за автографом, это посильная сумма даже для пенсионеров. Всё правильно: искусство должно быть доступным. Особенно то, которое воспринимается легко и с удовольствием, без специального образования, экспертных оценок и прочих необходимых примет элитарности. Просто хорошие картины. Издательство им. Сабашниковых представило роскошный альбом, подготовленный к 200-летию со дня рождения живописца Николая Сверчкова, лучшего анималиста своего времени. Современники называли его конным портретистом: он рисовал телеги и тройки, парадные портреты и охотничьи сценки, при этом на всех картинах ключевые персонажи – лошади. Сверчков рисовал портреты лошадей-чемпионов по заказам российских коннозаводчиков, его акварели использовались в качестве иллюстраций к «Войне и миру» Льва Толстого. Музеи Московского Кремля выпустили книгу с фотографиями Кремля после артобстрела осени 1917 года с рассказом о том, как спасались в годы революции дворцовые ценности. Красивое, информативное, «спокойное» издание о событиях 1917 года. Возможно, не все знали о том, что у Российской государственной библиотеки появилось выставочное пространство. Очевидно, после выставки в ЦДХ знающих станет намного больше. Отремонтирован Ивановский зал – тот самый, что был построен для экспонирования картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Этим летом там уже проходила выставка, посвящённая событиям 1917 года: «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма». Как раз в то время, когда Кремль подвергался обстрелу, желающие занять боевую позицию в Пашковом доме находились и со стороны «белых», и со стороны «красных». Но сотрудники Румянцевского музея не пустили ни тех, ни других и самоотверженно старались спасти редкие рукописи и картины. Очень радует, что с каждым годом на ярмарке появляется всё больше разнообразной краеведческой литературы. На одном только стенде Оренбурга присутствовали и «Оренбургский модерн», и «Легенды старого Оренбурга», и фотоальбом «Оренбургская глубинка». Издательство «Москва, которой нет» выпустило красочный путеводитель по Московской Окружной железной дороге, включающий историю всех сохранившихся до наших дней исторических сооружений и зданий. Издание прекрасное, но, увы, далеко не всем по карману. С другой стороны, и издателей можно понять: чем качественнее полиграфия, чем ниже тираж, тем выше цена за экземпляр. Есть и другой выход из ситуации: спонсирование выхода издания. Так поступила компания «Северсталь», благодаря которой увидел свет альбом Уильяма Брумфильда «Архитектурное наследие Череповецкого края». Из этой книги можно узнать, что Череповец – это не только заводы, но и дворянские усадьбы, храмы, часовни и памятники советской архитектуры. Стоит ли говорить, что в каждом российском городе есть что посмотреть. К тому же краеведческая литература, как правило, пишется энтузиастами, а потому она очень душевна и заряжает патриотизмом – не навязшими в зубах лозунгами, а самым что ни на есть настоящим. В центре внимания – историяНа ярмарке Non/fiction всегда много исторической литературы. Прежде всего это, конечно, мемуары: нет лучшего способа понять эпоху, чем пропустить её сквозь призму конкретных переживаний конкретного человека. Издательство «Новое литературное обозрение» представило сборник «Переписка из трёх углов», где собраны письма императора Александра I, его младшей сестры Марии Павловны и невестки-императрицы Елизаветы Алексеевны. Большим томом воспоминаний железнодорожника Петра Николаевича Перцова, построившего дом-ларец на Пречистенской набережной, известный нам как «дом Перцова», порадовало издательство «Кучково поле». И всё-таки интерес к прошлому часто имеет политический окрас. И заметно, что, в отличие от революции 1917 года, события новейшей истории воспринимаются остро, часто болезненно, вызывают резкие эмоции и бесконечные споры. Проскользнёшь взглядом по заголовкам – ощущение такое же, как от топа новостей на любом из информационных порталов. Реальный эпизод. Приветливого распространителя литературы о Крыме едва не растерзали сторонники либеральной позиции. Дама в мехах и золоте возмущалась, как можно было принимать решение о присоединении Крыма столь волюнтаристским путём, зачем жителям Крыма сидеть без света, но под российским флагом. Вокруг стенда сразу же возник стихийный митинг: нашлись горячие сторонники у обеих сторон. Товарищ из Крыма, впрочем, отлично справился сам. «Вы так думаете только потому, что давно нигде не были дальше своей Остоженки, – прямо заявил он даме. – У вас вообще не должно быть мнения по этому вопросу, пока вы не побудете на месте тех, кто живёт в Крыму». До драки, конечно, не дошло. Но этот эпизод показывает, насколько важна разъяснительная работа по таким вот «горячим» темам. Тем ценнее подвижническая деятельность историка и публициста Армена Гаспаряна, представившего на ярмарке свою новую книгу «ДеНАЦИфикация Украины. Страна невыученных уроков». В этой книге рассматриваются события, которые произошли на Украине весной 2014 года, а также даётся чёткое объяснение, почему украинское государство не сможет развиваться дальше без денацификации: ненависть – явление разрушительное, чему история знает немало ярких примеров. Нельзя не поражаться настойчивости, с которой Армен Сумбатович, давний друг и партнёр ЦЭРС, снова и снова растолковывает, объясняет, сопоставляет, анализирует факты, приводит доказательства и аргументы. Деятельность этого неутомимого подвижника – важный вклад в формирование самосознания нашего общества. Надо сказать, что «ДеНАЦИфикация Украины» – не единственная его книга, вышедшая в этом году. Чуть раньше появилась не менее содержательная книга о Великой Отечественной войне – «Оболганная война». Ярмарка показала, что людям интересны события недавнего прошлого. По понятным причинам возник ажиотаж вокруг презентации книги журналиста Оливера Стоуна «Интервью с Путиным», немало интереса вызвала книга Петра Авена «Время Березовского». Интересно, что всё большее распространение получает жанр «народной книги». Так, писательница Александра Маринина представила двухтомник «Были 90-х. Как мы выживали», где собраны воспоминания известных людей и обычных граждан о том, как им удалось прожить 1990-е годы. Кстати, вопреки ожиданиям, книга вышла не очень мрачной. Скорее, это гимн жизнелюбию, чувству юмора, изобретательности и веры в то, что перемены к лучшему обязательно наступят. Издательский центр ИНЭС участвует в работе Non/fiction регулярно. У нас есть постоянные читатели, которые целенаправленно приходят на стенд ИНЭС, чтобы подробно ознакомиться с новинками. Один из серьёзных издательских проектов ИНЭС – серия «Военная история Российского государства», в рамках которой сейчас идёт работа над книгой «История, рассказанная народом». Поскольку книг по военной истории сейчас выпускается очень много, выбрать качественную литературу можно двумя способами: либо доверяя издательству, либо по рекомендациям. В нашем случае лучшая рекомендация – состав редакционной коллегии проекта, не оставляющий никаких сомнений в качестве публикаций. «Мы уже несколько лет плотно занимаемся подготовкой народной книги о войне «История, рассказанная народом». В ней мы публикуем документы из семейных архивов об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла, воспоминания фронтовиков в пересказе их родных и близких, – рассказывает директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – К сожалению, поколение, которое помнит Великую Отечественную войну, постепенно уходит, поэтому очень важно сохранить память, которую оно о себе оставило. В книге несколько частей: две уже выпущено, третья находится в типографии, сейчас мы собираем материалы для четвёртой части. Прислать их на электронный адрес kniga@istorianaroda.ru может любой желающий. Важно, что благодаря партнёрам проекта книги распространяются бесплатно и появляются там, где они нужнее всего: в школах, в библиотеках, в республике Крым, где очень мало хорошей литературы по истории советского периода. Благодаря нашей книге из огромного количества личных историй формируется собирательный образ советского солдата, спасшего мир от фашизма. Мне кажется, сейчас это очень важно. В целом Non/fictio№19 произвела крайне благоприятное впечатление. Организаторы называли цифру в 30 тысяч посетителей задолго до окончания ярмарки. Это значит, что в нашей стране по-прежнему любят качественную литературу и готовы говорить на серьёзные темы. Очень порадовало большое количество детей школьного возраста: конечно, они интересовались прежде всего детской литературой, но важно, что они чувствуют этот дух и энергетику. А темы для общения у различных поколений, готовых к диалогу, всегда найдутся: например, общая история, которую мы создаём вместе». |