АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Учитель Юрий Антонов: «Патриотизм нужно воспитывать каждый день»
03.04.2019
Вскоре мы получили письмо с благодарностью. «Огромное спасибо за книги! – писал Юрий Михайлович. – Прочитал ребятам воспоминания моего отца, потом дал посмотреть книгу. Они всю её перелистали, пытались найти своих родственников. Такой интерес у них проснулся – я сам даже не ожидал! Значит, наши дети гордятся историей своей страны и героями, которые её защищали». Как современные российские дети относятся к истории Великой Отечественной войны? Стоит ли подробно рассказывать подрастающему поколению о войне, которая закончилась почти 75 лет назад? Можно ли научить человека быть патриотом и как это сделать на уроке химии? Об этом рассказал в интервью порталу istorianaroda.ru учитель из Екатеринбурга Юрий Михайлович Антонов. Юрий Михайлович, откуда вы узнали о проекте «История, рассказанная народом»?От дочери: она работает в управлении железной дороги, и у них на работе была рассылка. А поскольку мой отец воевал и я записывал его воспоминания, решил опубликовать эти материалы в книге. Всего в редакцию поступило более 600 биографий фронтовиков и тружеников тыла от сотрудников ОАО «РЖД» и дочерних структур компании. Несколько десятков из них опубликованы в четвёртой части книги «История, рассказанная народом», другие войдут в последующие части. Поскольку возможности организаторов проекта не беспредельны, процесс публикации может растянуться на несколько лет. То есть опубликованные воспоминания – это ваша запись со слов отца?Да, что-то записано с его слов. Кое-что он записал, когда вёл дневник, будучи пенсионером. Многое помню из детства: отец часто рассказывал нам о войне.
Часто говорят, что ветераны не любят вспоминать о страшных военных годах… Значит, своих детей вы воспитывали так же?Именно так! Мои дети воспитаны на героических примерах и рассказах моего отца – их деда. Он много рассказывал о войне, когда приезжал к нам в гости, и дети слушали с большим интересом. Внучата, конечно, уже не так слушают – у них смартфоны, мультики… Мне кажется, в наше время даже мультфильмы были лучше, содержательнее. Мы на них выросли – и были добрее. Со мной в институте учились представители разных национальностей – и между нами никогда не было розни. Народ был добрым, нас так воспитывали. А как вы попали из Нижегородской области, где родились, в Екатеринбург?Знаете, советская власть нас не только воспитывала, но и обеспечивала трудовыми местами. В Екатеринбург я попал по распределению: после окончания учёбы нас пятерых отправили на Урал, я приехал на железную дорогу в отдел учебных заведений – и мне предложили остаться в Екатеринбурге. Так я и поступил. Остался, отслужил в армии, вернулся, пустил корни и всю жизнь тут живу. Как мы поняли, выйдя на пенсию, вы не потеряли связь со школой?Ну, человеку же важно находиться в гуще событий, а не на обочине. Пенсионеру – тем более. Хочется быть в коллективе. К счастью, нас не бросают – приглашают на праздники, на разные мероприятия. С ребятами встречаемся частенько. Учительский коллектив в школе, наверное, молодой?Вы знаете, молодёжи действительно приходит много, но остаются работать в школе далеко не все. Работать становится тяжелее: ребята очень свободно себя ведут, и там, где пожилой учитель будет терпеливо пытаться достучаться, дойти до сознания, убедить, молодым людям часто не хватает терпения. Из тех, с кем я работал, 5-6 молодых учителей ушли из школы, а двое остались. Всё-таки правильно говорят о профессии учителя: это служение. Нужно иметь особое желание, уметь найти струнку, с помощью которой ребёнка можно направлять. Это не всякий может. Сейчас все разговоры о школе почему-то сводятся к её образовательной функции, предметным знаниям, подготовке к ЕГЭ. Актуальна ли воспитательная роль школы?А куда же она денется? Конечно, воспитание идёт и в семье, это тоже очень важно. Но и школа воспитывает, причём непрерывно: каждый день и на каждом уроке. Как вы думаете, патриотизм можно воспитать? Причём это делается буквально на каждом уроке. Вот, к примеру, я веду урок химии. Если мы проходим периодическую таблицу Дмитрия Ивановича Менделеева, неужели я не расскажу, какая у него была жизнь, что у его отца был стекольный завод, что Менделеев был четырнадцатым ребёнком в семье… А ведь он родился рядом с нами – в Тобольске! Чем не предмет для гордости и патриотизма? И так на каждом уроке – отмечаешь, выделяешь наших учёных, да вот хоть Николая Зелинского, который противогаз изобрёл. Так и рождается патриотизм – потихоньку, на каждом уроке. И, само собой, внеклассная работа: мы проводим разные мероприятия – к Дню Победы, к Дню защитника Отечества. Ребята встречаются с ветеранами Афганской и Чеченской войн, слушают рассказы о Великой Отечественной войне. Это тоже воспитывает. Мероприятие, на котором вы со своими учениками читали книгу «История, рассказанная народом», как раз и относилось к такой внеклассной работе?Да, это был классный час. Я рассказывал о своём отце, а ребята рассматривали книгу и читали о людях, которые сражались за Победу. Я им сказал, чтобы они вместе со своими родителями тоже подготовили материалы для этой книги, увековечили память о своих родственниках. А как ребята реагировали? Ведь воспоминания вашего отца, которые опубликованы в книге, рассказывают о довольно суровой стороне войны, без всяких прикрас. То есть это явно не вылизанный голливудский сюжет о том, как добро победило зло. Могут ли современные дети воспринимать такую историю? Наверное, для них Великая Отечественная война – что-то бесконечно далёкое, как Куликовская битва или Отечественная война 1812 года? То есть вы считаете, что их интерес к истории Великой Отечественной войны нужно поддерживать?Обязательно. Если не помнить своего прошлого, мы вообще пропадём. Историю обязательно нужно сохранять, описывать подробно, во всех деталях. Оставим след, тогда наши потомки смогут разобраться, что к чему. В противном случае наш народ может исчезнуть, такие примеры в истории уже были. Думаете, потомки захотят разбираться? Сейчас принято ругать молодёжь за отсутствие идеалов…Не надо обижать молодых людей недоверием! Я недавно разговаривал с пареньком, обсуждали тех, кто уезжает за границу. А он и говорит: «Никуда не поеду, где родился, там и буду жить!» Вот вам простой человек, молодой парень. Нормальная у нас молодёжь! Своеобразная, не похожая на нас, но совершенно нормальная. Информацию о своих близких, фотографии, воспоминания, копии документов для включения в книгу «История, рассказанная народом» можно прислать в редакцию по электронной почте kniga@istorianaroda.ru. О подробностях, связанных с участием в проекте, можно узнать на сайте istorianaroda.ru. Фото предоставлены Ю.М. Антоновым. Напоминаем, что фотографии детей в данном случае могут быть опубликованы без оформления согласия их родителей, поскольку сделаны в общественном месте (школа) и во время официального мероприятия (встреча с Ю.М. Антоновым). Кроме того, цель публикации этих снимков – репортаж о мероприятии. Согласно действующему законодательству, возможна свободная публикация фотографий в случае, если кадр был сделан на публичном мероприятии, а обнародование изображения конкретного человека не является целью использования фотоснимка. |