Помочь проекту

АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО:

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
Тел.: (495) 783-04-06
Е-mail: kniga@istorianaroda.ru



Наша группа ВКонтакте:
Наша группа ВКОНТАКТЕ

Учитель Юрий Антонов: «Патриотизм нужно воспитывать каждый день»

<< Все новости

03.04.2019

Учитель Юрий Антонов: Патриотизм нужно воспитывать каждый деньВ четвёртую часть книги «История, рассказанная народом» вошли воспоминания участника Великой Отечественной войны Михаила Матвеевича Антонова, участника боёв на Курской дуге. Их прислал сын фронтовика – пенсионер Юрий Михайлович Антонов, который много лет проработал учителем в одной из екатеринбургских школ. Получив от нас экземпляры книги с материалами о своём отце, Юрий Михайлович, конечно же, поспешил поделиться ими со своими учениками. А как же иначе? Учителя бывшими не бывают!

Вскоре мы получили письмо с благодарностью. «Огромное спасибо за книги! – писал Юрий Михайлович. – Прочитал ребятам воспоминания моего отца, потом дал посмотреть книгу. Они всю её перелистали, пытались найти своих родственников. Такой интерес у них проснулся – я сам даже не ожидал! Значит, наши дети гордятся историей своей страны и героями, которые её защищали».

История, рассказанная народом Так зародилась идея этого интервью. Нам бы очень хотелось, чтобы проект «История, рассказанная народом» был интересен не только старшему поколению, стремящемуся сохранить память о своих отцах и дедах, но и совсем молодым гражданам нашей страны, которым ещё только предстоит научиться любить и беречь её великую историю. Поэтому для нас важно мнение человека, который ежедневно общается с детьми.

Как современные российские дети относятся к истории Великой Отечественной войны? Стоит ли подробно рассказывать подрастающему поколению о войне, которая закончилась почти 75 лет назад? Можно ли научить человека быть патриотом и как это сделать на уроке химии?

Об этом рассказал в интервью порталу istorianaroda.ru учитель из Екатеринбурга Юрий Михайлович Антонов.

Юрий Михайлович, откуда вы узнали о проекте «История, рассказанная народом»?

От дочери: она работает в управлении железной дороги, и у них на работе была рассылка. А поскольку мой отец воевал и я записывал его воспоминания, решил опубликовать эти материалы в книге.

Всего в редакцию поступило более 600 биографий фронтовиков и тружеников тыла от сотрудников ОАО «РЖД» и дочерних структур компании. Несколько десятков из них опубликованы в четвёртой части книги «История, рассказанная народом», другие войдут в последующие части. Поскольку возможности организаторов проекта не беспредельны, процесс публикации может растянуться на несколько лет.

То есть опубликованные воспоминания – это ваша запись со слов отца?

Да, что-то записано с его слов. Кое-что он записал, когда вёл дневник, будучи пенсионером. Многое помню из детства: отец часто рассказывал нам о войне.

Михаил Матвеевич АнтоновОтрывок из воспоминаний Михаила Матвеевича Антонова (24.10.1924 – 08.08.2011) о форсировании реки Западный Буг в августе 1944 года:

«Я был ординарцем командира батальона. Наш батальон на лодках поплыл на противоположный берег. Когда лодки были отправлены назад, разведка доложила, что мы на острове среди реки. Пришлось закопаться в песок и ждать следующей ночи, поскольку ночи были коротки и переправляться дальше было опасно.

Начало всходить солнце из-за горизонта. Оно было большое, красное, как раз над рекой, небо без облачка и тихо. В это время передали по рации приказ о начале форсирования. Сначала лодки нас не слушались, вертелись на одном месте, а мы гребли все, кто руками, кто прикладом автомата. Лодки были переполнены, края находились почти на уровне воды. На середине реки одна лодка зачерпнула воду краем и затонула, солдаты кричали, взывали о помощи, но был приказ занять немецкие траншеи.

Лодки вырвались из течения реки и устремились к берегу. Наша лодка ткнулась в песок, я спрыгнул в воду и побежал по песку. Увидел, что в окопах мелькают тени солдат, и бросил туда гранату. Никогда так метко не бросал гранат на учениях, а здесь угодил прямо в окоп. Мы с командиром побежали направо, а часть солдат налево.

На левом фланге немец начал теснить наших солдат, пришлось их силой сдерживать. Противник начал нас забрасывать гранатами, но мы находились так близко друг к другу, что гранаты не успевали взрываться, мы их ловили на лету и выбрасывали за бруствер. Я сдерживал солдат, упершись ногами в стены окопа. Наши солдаты, опомнившись, начали ловить гранаты немцев и бросать обратно в них же. Это помогло нам закрепиться. Когда я подошел к берегу, где мы переправлялись, увидел, что весь песок берега был покрыт трупами убитых наших солдат, а по реке плыли трупы, как бревна на лесосплаве. Вода кипела от разрывов как в котле. Противоположного берега не видно….

Так мы продержались на плацдарме три дня с небольшой кучкой солдат. 8 августа 1944 года меня ранило и я попал в полевой госпиталь. Когда вернулся в свой полк, мне вручили за форсирование реки орден Красной Звезды и медаль «За отвагу».

Часто говорят, что ветераны не любят вспоминать о страшных военных годах…

Михаил Матвеевич АнтоновНу, он был общительным человеком, работал в сфере профтехобразования, любил разговаривать. Тем более – дома, в семье. В советское время это было элементом системы воспитания: дети прекрасно знали, что такое война, и рассказы фронтовиков снова и снова убеждали нас в том, что советская власть – это сила! И я до сих пор в этом убеждён.

Значит, своих детей вы воспитывали так же?

Именно так! Мои дети воспитаны на героических примерах и рассказах моего отца – их деда. Он много рассказывал о войне, когда приезжал к нам в гости, и дети слушали с большим интересом. Внучата, конечно, уже не так слушают – у них смартфоны, мультики… Мне кажется, в наше время даже мультфильмы были лучше, содержательнее. Мы на них выросли – и были добрее. Со мной в институте учились представители разных национальностей – и между нами никогда не было розни. Народ был добрым, нас так воспитывали.

А как вы попали из Нижегородской области, где родились, в Екатеринбург?

Знаете, советская власть нас не только воспитывала, но и обеспечивала трудовыми местами. В Екатеринбург я попал по распределению: после окончания учёбы нас пятерых отправили на Урал, я приехал на железную дорогу в отдел учебных заведений – и мне предложили остаться в Екатеринбурге. Так я и поступил. Остался, отслужил в армии, вернулся, пустил корни и всю жизнь тут живу.

Как мы поняли, выйдя на пенсию, вы не потеряли связь со школой?

Ну, человеку же важно находиться в гуще событий, а не на обочине. Пенсионеру – тем более. Хочется быть в коллективе. К счастью, нас не бросают – приглашают на праздники, на разные мероприятия. С ребятами встречаемся частенько.

Учительский коллектив в школе, наверное, молодой?

Вы знаете, молодёжи действительно приходит много, но остаются работать в школе далеко не все. Работать становится тяжелее: ребята очень свободно себя ведут, и там, где пожилой учитель будет терпеливо пытаться достучаться, дойти до сознания, убедить, молодым людям часто не хватает терпения. Из тех, с кем я работал, 5-6 молодых учителей ушли из школы, а двое остались. Всё-таки правильно говорят о профессии учителя: это служение. Нужно иметь особое желание, уметь найти струнку, с помощью которой ребёнка можно направлять. Это не всякий может.

Сейчас все разговоры о школе почему-то сводятся к её образовательной функции, предметным знаниям, подготовке к ЕГЭ. Актуальна ли воспитательная роль школы?

А куда же она денется? Конечно, воспитание идёт и в семье, это тоже очень важно. Но и школа воспитывает, причём непрерывно: каждый день и на каждом уроке.

Как вы думаете, патриотизм можно воспитать?

Учитель Юрий Антонов: Патриотизм нужно воспитывать каждый деньКонечно! По большей части он именно в школе и формируется. Ведь патриотизм – это не восторженные крики на площади, это желание что-то делать. У детей много вопросов, они могут чего-то недопонять и разочароваться, а учитель им подсказывает, что и как, и они начинают правильно относиться ко многим вещам.

Причём это делается буквально на каждом уроке. Вот, к примеру, я веду урок химии. Если мы проходим периодическую таблицу Дмитрия Ивановича Менделеева, неужели я не расскажу, какая у него была жизнь, что у его отца был стекольный завод, что Менделеев был четырнадцатым ребёнком в семье… А ведь он родился рядом с нами – в Тобольске! Чем не предмет для гордости и патриотизма? И так на каждом уроке – отмечаешь, выделяешь наших учёных, да вот хоть Николая Зелинского, который противогаз изобрёл. Так и рождается патриотизм – потихоньку, на каждом уроке.

И, само собой, внеклассная работа: мы проводим разные мероприятия – к Дню Победы, к Дню защитника Отечества. Ребята встречаются с ветеранами Афганской и Чеченской войн, слушают рассказы о Великой Отечественной войне. Это тоже воспитывает.

Мероприятие, на котором вы со своими учениками читали книгу «История, рассказанная народом», как раз и относилось к такой внеклассной работе?

Да, это был классный час. Я рассказывал о своём отце, а ребята рассматривали книгу и читали о людях, которые сражались за Победу. Я им сказал, чтобы они вместе со своими родителями тоже подготовили материалы для этой книги, увековечили память о своих родственниках.

А как ребята реагировали? Ведь воспоминания вашего отца, которые опубликованы в книге, рассказывают о довольно суровой стороне войны, без всяких прикрас. То есть это явно не вылизанный голливудский сюжет о том, как добро победило зло. Могут ли современные дети воспринимать такую историю? Наверное, для них Великая Отечественная война – что-то бесконечно далёкое, как Куликовская битва или Отечественная война 1812 года?

Учитель Юрий Антонов: Патриотизм нужно воспитывать каждый деньДа нет, к Великой Отечественной войне они относятся гораздо серьёзнее. Война 1812 года для них, наверное, действительно сродни былинам, они со смехом представляют себе, как крестьяне кололи вилами французов. А тут – никаких шуточек. Всё-таки идут разговоры в семьях, дети знают, что на этой войне воевали их родственники, то есть эта история касается их лично. Всё серьёзно. Детям интересно, для них это важно, и они хотят знать об этой войне больше.

То есть вы считаете, что их интерес к истории Великой Отечественной войны нужно поддерживать?

Обязательно. Если не помнить своего прошлого, мы вообще пропадём. Историю обязательно нужно сохранять, описывать подробно, во всех деталях. Оставим след, тогда наши потомки смогут разобраться, что к чему. В противном случае наш народ может исчезнуть, такие примеры в истории уже были.

Думаете, потомки захотят разбираться? Сейчас принято ругать молодёжь за отсутствие идеалов…

Не надо обижать молодых людей недоверием! Я недавно разговаривал с пареньком, обсуждали тех, кто уезжает за границу. А он и говорит: «Никуда не поеду, где родился, там и буду жить!» Вот вам простой человек, молодой парень. Нормальная у нас молодёжь! Своеобразная, не похожая на нас, но совершенно нормальная.


Информацию о своих близких, фотографии, воспоминания, копии документов для включения в книгу «История, рассказанная народом» можно прислать в редакцию по электронной почте kniga@istorianaroda.ru. О подробностях, связанных с участием в проекте, можно узнать на сайте istorianaroda.ru.

Фото предоставлены Ю.М. Антоновым. Напоминаем, что фотографии детей в данном случае могут быть опубликованы без оформления согласия их родителей, поскольку сделаны в общественном месте (школа) и во время официального мероприятия (встреча с Ю.М. Антоновым). Кроме того, цель публикации этих снимков – репортаж о мероприятии. Согласно действующему законодательству, возможна свободная публикация фотографий в случае, если кадр был сделан на публичном мероприятии, а обнародование изображения конкретного человека не является целью использования фотоснимка.