АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Первая мировая война: детали. Дети на фронте
01.08.2019
В России 1 августа отмечается День памяти жертв Первой мировой войны. В 1914 году в этот день Германия объявила войну России, и наша страна оказалась втянутой в одну из самых кровопролитных и разрушительных войн прошедшего столетия. Портал istorianaroda.ru продолжает серию публикаций о не слишком известных эпизодах «забытой войны». Этот материал посвящён юным воинам, отправившимся наравне со взрослыми сражаться за свободу своего Отечества. «Еду оборонять Россию…»Когда твоя страна ведёт войну, оставаться безучастным невозможно. Даже в глубоком тылу война была основной темой разговоров взрослых, о войне кричали газетные заголовки, да и агитация работала – плакаты живописали подвиги российских солдат и предрекали скорое бегство германского императора. Корней Чуковский в статье «Дети и война» (1915 год, журнал «Нива») говорит о том, что типичные игры того времени не обходились без пушек, аэропланов и поверженного Вильгельма II. «Прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию», – так написал своему отцу герой «Войны и мира» Петя Ростов. Со времён Отечественной войны 1812 года прошёл век, но что могло измениться за это время в душах российских мальчишек? Их переполняли всё те же любовь к Родине, жажда романтики, мечты о подвигах. Чуковский пишет, что в школах возрос интерес к истории и географии: ученики дотошно разбирались во взаимоотношениях держав и нередко, не сдержавшись, ударяли кулаком по карте Германии. После выхода указа Николая II, который разрешал студентам идти в армию добровольцами, руководство учебных округов было буквально завалено заявлениями от желающих ускоренным образом сдать экзамены и отправиться на фронт, пока война ещё не закончилась. Кстати, война решила и проблему тех, кто был изгнан из гимназии и оставлен на второй год и не знал, куда себя деть. На фронт рвались не только выпускники реальных училищ и гимназий, но и семинаристы, кадеты, ученики начальных классов. Те, у кого не получалось отправиться на передовую законным путём, просто сбегали. Это явление описывает в повести «Школа» Аркадий Гайдар. Одноклассники сбежавшего на германский фронт тихони Вальки Спагина считают его поступок геройским: «Тут половина школы на фронт убежит, а я себе, как идиот, сиди!» В итоге бегство молодых людей на передовую стало настолько массовым явлением, что впору было говорить об эпидемии. В действующую армию сотнями бежали дети – из городов и сёл, группами и поодиночке. Их, конечно, старались разыскивать и возвращать домой. Но этот поток сдержать было невозможно: например, известно, что только в Пскове и только в сентябре 1914 года с поездов было снято более сотни детей. Их вернули домой, но часть из них снова сбежали на фронт. В газетах того времени едва ли не ежедневно появлялись объявления о поиске мальчишек, удравших на фронт. Типичное объявление: «Родители Шуры, 15 лет, бежавшего на войну, умоляют его вернуться. Мама заболела». В боевых частях были, с одной стороны, рады юным добровольцам, с другой – не хотели брать на себя ответственность за молодых людей. Всё-таки война – не детское занятие. Очень часто детей оставляли втайне от командиров и старались поручать им не слишком сложные и не очень опасные задания. Хотя разве бывают на войне безопасные занятия? Сотни юных беглецов всё же стали «сынами полков» российской армии и выполняли свой долг наравне со взрослыми. Они подносили патроны, ходили в разведку, выносили раненых, передавали сообщения. Их героизм и самопожертвование говорят о том, что двигали ими отнюдь не только романтизм и жажда подвигов, но и готовность помочь своей Родине и боевым товарищам. Юные герои Первой мировойХроника времён Первой мировой войны сохранила немало сведений о подвигах юных добровольцев. К примеру, еженедельный журнал «Искры» регулярно рассказывал о юных защитниках Родины. Такие публикации вдохновляли армию на новые подвиги, а тыл – на помощь фронту. Двенадцатилетний Василий Наумов, который долго и сложно добирался на передовую из сибирского села под названием Крестниково, стал разведчиком, был дважды ранен в боях, получил два Георгиевских креста и звание унтер-офицера. Иван Казаков в возрасте 15 лет неоднократно и успешно ходил в разведку, самостоятельно отбил у немцев пулемёт, спас жизнь своему товарищу – прапорщику Юрицкому. Награждён тремя Георгиевскими крестами. Шестнадцатилетний конный разведчик Василий Устинов разрезал неприятельские проволочные заграждения и вместе с тремя товарищами уничтожил немецкий разъезд в 12 человек. Награждён Георгиевским крестом 4-й степени и медалью. По болезни был госпитализирован, затем возвратился в строй. Ученица шестого класса Мариинского училища, 16-летняя Кира Башкирова проникла в пешую разведку, переодевшись в военную форму и стащив у брата своей подруги удостоверение ученика военного училища Николая Попова. Уже через неделю девушка отправилась с напарником в ночную разведку, а когда напарник был ранен, справилась с заданием в одиночку – привела языка. За этот подвиг «Николая» наградили Георгиевским крестом. Чуть позже «Коля» получил ранение в руку, и врачи госпиталя обнаружили, что перед ними девушка. Тайна была раскрыта, награду Кире оставили, но отправили её в тыл – лечиться. Стоит ли говорить, что отважная девушка, почувствовав себя лучше, снова устремилась на фронт – в другую часть, где о ней не слышали, зато были рады принять в свои ряды опытного разведчика. Родион Малиновский, будущий Маршал Советского Союза, сбежал на фронт в августе 1914 года. Тогда ему было пятнадцать лет. Позже в своей автобиографии Малиновский писал, что перед самой войной он прочитал книгу о войне 1812 года и был полон желания «воевать так же, как под Бородино». Прямым путём попасть в армию ему не удалось: добровольцев принимали только с 18 лет. Тогда он тайком залез в один из эшелонов и вместе с солдатами уехал на фронт. Сначала Малиновский подносил патроны, а затем стал наводчиком и пулемётчиком. Уже в марте 1915 года Малиновский получил первую боевую награду, отбив атаку немцев и сохранив батарею. Позже он был ранен, а после выхода из госпиталя отправился во Францию в составе русского экспедиционного корпуса. Ещё одна известная личность, о которой стоит вспомнить, – Всеволод Вишневский, в будущем автор «Оптимистической трагедии», а в 1914 году – гимназист пятого класса одной из петроградских гимназий. Четырнадцатилетний Вишневский сбежал на фронт и стал «сыном полка», получил Георгиевский крест, участвовал в Брусиловском прорыве. Позже Вишневский писал, что его мышление в то время было сформировано прочитанными книгами и уроками истории, которые проходили в гимназии. На фотографиях Вишневского, сделанных после Великой Отечественной войны, рядом с советскими наградами всегда находился «Георгий», полученный в Первую мировую. Роковое поколениеВо время Первой мировой войны дети, оказавшиеся на полях сражений, проявляли бесстрашие и героизм, патриотизм и самоотверженность. Бездумная отвага, отчасти обусловленная молодостью, имела и обратную сторону: мальчишки массово гибли или получали тяжёлые ранения. С другой стороны, на войне дети быстро взрослели, осваивали военное дело, а если даже чего-то не умели, это компенсировалось храбростью и отсутствием жалости к себе. К концу 1915 года, когда российская армия начала нести тяжёлые потери, многие из уцелевших «сынов полка» получили офицерские посты и поднимали в атаку целые батальоны. «Что станет с этим роковым поколением, взрастающим среди громов и пожаров?» – писал в 1915 году Корней Чуковский. Он не знал, что даже тем, кто уцелеет в этой мясорубке, предстоят тяжелейшие испытания: сначала Гражданская война, потом – Великая Отечественная. Конечно, детям на войне не место, и вряд ли кто-то осмелится оспорить это утверждение. В то же время юные герои были в России во все времена. И эстафету от детей, защищавших Родину в сражениях Первой мировой войны, приняли герои Великой Отечественной: партизаны, сыны полков, юные работники оборонных предприятий, вставшие к станку на замену ушедшим на фронт взрослым. Связь времён прервать невозможно. Возможно лишь всеми силами стараться избежать новых войн, чтобы сегодняшним мальчишкам, храбрым и беззаветно любящим свою страну, не пришлось биться за её независимость.
При подготовке этого материала были использованы статьи Владимира Ермолова «Женщины и дети в сражениях Первой мировой войны» и Игоря Сулимова О том, к каким последствиям привела Первая мировая война и как она повлияла на судьбы мира, рассказывается в монографии «Европа и Россия в огне Первой мировой войны», изданной Институтом экономических стратегий (ИНЭС) в 2014 году. |