Помочь проекту

АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО:

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
Тел.: (495) 783-04-06
Е-mail: kniga@istorianaroda.ru



Наша группа ВКонтакте:
Наша группа ВКОНТАКТЕ

Научить видеть и слышать: как передать потомкам память о Великой Отечественной войне?

<< Все новости

19.07.2021

В последнее время немало говорится о важности защиты памяти о Великой Отечественной войне, о недопустимости искажения фактов, о защите истории от переписывания и фальсификаций. Но даже оперируя фактами, верно донести суть и значение того или иного исторического события удаётся, к сожалению, не всем и не всегда. Иными словами, духовное наполнение исторического проекта оказывается сопоставимо по важности с достоверностью приведённых фактов.

Научить видеть и слышать: как передать потомкам память о Великой Отечественной войне?Осенью 2020 года в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ прошёл Форум, посвящённый проекту Института экономических стратегий (ИНЭС) и Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) «История, рассказанная народом». Дискуссия была построена вокруг темы сохранения и передачи будущим поколениям исторической правды. В частности, с докладом выступила заслуженный работник культуры России, ведущий методист Центрального музея Вооружённых Сил РФ Татьяна Евгеньевна Куваева. Она рассказала о том, с какими проблемами столкнулись сотрудники Культурно-просветительского комплекса «Дорога памяти» Вооружённых Сил РФ при подготовке лекторов, экскурсоводов и гидов-переводчиков.

Научить видеть и слышать: как передать потомкам память о Великой Отечественной войне?Новый музейный комплекс в подмосковной Кубинке включает в себя анфиладу мемориальных залов «1418 шагов к Победе» и Главный Храм Вооружённых сил Российской Федерации. Несмотря на сложности, связанные с пандемией коронавируса, комплекс, который готовился к 75-летию Победы, открылся для посетителей практически в срок: 9 мая 2020 года было закончено строительство, 14 июня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм; 22 июня, в День памяти и скорби, комплекс открылся для посетителей. А посетителю в столь обширном музейном комплексе, конечно же, нужен проводник.

«Экскурсовод – это популяризатор и пропагандист идей, которые заложены в экспозиции, – объяснила Татьяна Евгеньевна Куваева. – Его задача – научить посетителя не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать». А для этого экскурсовод должен знать и понимать, как устроена экспозиция, что хотели сказать или показать её авторы. Как выяснилось после открытия музейного комплекса, с пониманием есть проблемы.

Научить видеть и слышать: как передать потомкам память о Великой Отечественной войне?Конечно, часть из этих проблем была связана с объективными причинами. Из-за ограничений, связанных с пандемией, во время монтажа экспозиции музейных работников допускали в помещения не в полном составе. А когда допустили, обнаружилось, что многое отличается от первоначальных экспозиционных планов, так что подготовленные заранее методички для экскурсоводов пришлось срочно переписывать.

Пока этого не сделали, представленный в экспозиции китель Гитлера некоторые умудрились квалифицировать чуть ли не как пропаганду фашизма. Между тем этот артефакт выставлен даже не для рассказа о доблести воинов Красной Армии, разгромивших врага и раздобывших ценный трофей, а для повествования о работе деятелей культуры. Конкретно этот экспонат был найден в 1945 году группой сотрудников музея Красной Армии, прибывшей в горящий Берлин для пополнения коллекции музея.

К сожалению, музей расположен далеко не только от Москвы, но и от крупных подмосковных населённых пунктов. Высококвалифицированные специалисты до Кубинки не доезжают, посетовала Татьяна Куваева. Доезжают так называемые «дети Википедии», утверждающие, что знают историю. Но они «плавают» даже в самых известных датах и фактах. На экскурсиях они лопочут что-то о бомбах, которые привязывали к крыльям самолётов, путают фамилии военачальников и марки военной техники. Другая категория желающих попасть в экскурсоводы – пользователи «православных» (именно в кавычках!) сайтов, желающие водить экскурсии по храму. Они, как правило, склонны к мистике и готовы объяснять любую победу советских войск помощью Архангела Михаила, предводителя небесного воинства. Между тем от экскурсовода в столь значимом для страны музее подсознательно ждёшь некой осмысленности и адекватности в трактовке тех или иных событий.

Научить видеть и слышать: как передать потомкам память о Великой Отечественной войне?Кстати, как пожаловалась Куваева, пандемия значительно усилила приток в музей толп хитрецов, стремящихся устроиться на работу в госучреждение, чтобы получать гарантированную зарплату во время локдаунов. Правда, как только эти люди узнают о том, что в день иногда придётся проводить по несколько экскурсий продолжительностью 2,5 часа, их интерес к такой работе тут же пропадает.

Особую проблему для музея представляли также «автобусные» гиды, приезжавшие с группами туристов, а особенно гиды-переводчики, сопровождающие группы иностранцев. Многие переводчики подходят к экспозиции очень выборочно, а некоторые – весьма тенденциозно. Например, норовят на фоне экспозиции развить тему якобы массовых «советских грабежей, мародёрства и насилия» на территории якобы оккупированной Европы.

Рассмотрев проблему во всех аспектах, руководство музея приняло, на наш взгляд, единственно возможное решение. Теперь водить экскурсии по музейному комплексу можно только после аккредитации, предполагающей серию занятий в экспозиции, посещение экскурсий опытных экскурсоводов, трёхчасовую онлайн-конференцию и тестирование. Желающих, надо сказать, заметно поубавилось, да и до сдачи теста доходит только половина изначально записавшихся. Что касается иностранных гидов, с ними поступили ещё изящнее: отныне их задача – переводить слова аккредитованного экскурсовода.

Научить видеть и слышать: как передать потомкам память о Великой Отечественной войне?Татьяна Куваева остановилась и на другом важном аспекте работы с посетителями музея. Если представители старшего поколения уже многое знают о Великой Отечественной войне и приходят в музей, как правило, за подтверждением собственного представления о событиях военных лет, то молодые люди с клиповым мышлением приходят не столько за знаниями, сколько за эмоциями. «Они пришли не столько увидеть и услышать, сколько эмоционально вдохновиться», – считает методист.

Это означает, что манера подачи материала, эмоциональная вовлечённость человека, который рассказывает об экспозиции, выходят на первый план. Габариты сооружений музейного комплекса переполнены символами: длина «Дороги памяти» – 1418 шагов, по числу дней Великой Отечественной войны; диаметр барабана главного купола собора во имя Воскресения Христова – 19,45 метра, отсылка к 1945 году; диаметр купола – 22,43 метра: 8 мая 1945 года в 22:43 Германия подписала капитуляцию; высота звонницы – 75 метров, отсылка к 75-летию Победы. Всё это интересно и необычно, но если в ходе экскурсии просто сыпать цифрами, это ничего не даст посетителям в эмоциональном плане.

Научить видеть и слышать: как передать потомкам память о Великой Отечественной войне?Всё для более душевного рассказа в музее есть: это красочные мозаики и росписи с батальными сценами из отечественной военной истории, витражи с изображением орденов, которые вручались воинам за ратные подвиги, фотогалерея «Река времени», наполненная информацией о фронтовиках, партизанах, тружениках тыла и всех, кто встал на защиту Родины. Отрадно, что в Минобороны понимают: важно не только создать достойную экспозицию, но и наполнить её духовным содержанием.

Вообще на форуме в конгресс-центре ТПП на удивление часто звучало слово «духовность», хотя тема противостояния историческим фальсификациям заявлялась как научная.

Научить видеть и слышать: как передать потомкам память о Великой Отечественной войне?Директор ИНЭС Александр Агеев подчеркнул, что соотношение сил на поле боя зависит не только от численности войск или количества самолётов и танков. Это ещё и сила духа. Поэтому, как отметил Агеев, задача современных исследователей и хранителей истории Великой Отечественной войны – «не только приводить аргументы, но и вспоминать тот самый дух».

Именно на сохранение духа великого советского народа, избавившего мир от нацизма, направлен издательский проект «История, рассказанная народом», который реализуется с 2015 года. В книгах этой серии – рассказы о тех, кто сражался за Победу в тылу и на фронте: воспоминания ветеранов в пересказе их потомков, письма с фронта, документы из семейных архивов, фотографии. Книги бесплатно передаются в школы и вузы, и молодые люди с клиповым сознанием черпают в них те самые эмоции, о которых говорилось выше. А потом просят родителей помочь подобрать для публикации в книге материалы об их прадедах и прапрадедах.

«Надо как можно дольше, ещё на несколько поколений, протянуть нашу способность плакать — когда слушаем военные песни, смотрим лучшее кино о войне, стоим перед братскими могилами, – поделилась недавно в интервью нашему порталу глава думского комитета по культуре Елена Ямпольская. – Эти слёзы, действительно, нужны не павшим, а живым. Они очищают. Живая сердечная боль, живое сострадание, живой гнев и живая гордость — в них залог спасения».

Ради этого спасения мы продолжаем работу над проектом «История, рассказанная народом». И эта работа, как подчеркнул на форуме Александр Агеев, не должна закончиться никогда: в таком отношении к истории – наша правда и наша сила.