АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Николай Манвелов: «Книги по истории заставляют думать»
19.06.2015
Николай Владимирович, Вы – автор книги «На вахте и на гауптвахте. Русский матрос от Петра Великого до Николая Второго». Название книги говорит о том, что есть какой-то собирательный образ русского матроса, несмотря на разницу эпох. Кто же он, каков он – русский матрос? При Петре I это, в основном, мускульная сила, которая выхаживает снасти, поднимает паруса. При Николае II это уже люди, которые должны обладать, как минимум, неким образованием, потому что они должны понимать, как стрелять из пушки и при этом не похоронить сложные механизмы своего корабля. Во время царствования Николая II на флоте появились профессии, которых до этого не существовало, например, радисты или шифровальщики. Появились люди, которые стали заниматься теми или иными видами сложной техники – в частности, морской авиацией. Вообще в авиацию, не только в морскую, но и в сухопутную, нередко попадали выходцы из Российского Императорского флота. Так что образ русского матроса для каждого десятилетия будет своим, жизнь ведь не стоит на месте, всё меняется. Сегодня порой звучит мнение, что со времён Петра I Россия выделяет значительные средства на развитие военного флота, в то время как значительную часть времени он бездействует. Для чего России флот? Современная молодёжь, по большей части, мало знает о событиях русско-японской войны. В лучшем случае, знания почерпнуты из книг В. Пикуля, в которых есть ярко выраженная идеологическая составляющая… Что бы Вы посоветовали почитать обычным людям, не историкам, чтобы узнать больше о русско-японской войне, 110-ю годовщину окончания которой мы отмечаем в этом году? Мемуаров написано и издано немало. Есть отличная книга морского врача Владимира Семёновича Кравченко «Через три океана» (кстати говоря, он был судовым врачом крейсера «Аврора»). Есть мемуары князя Язона Туманова «Мичмана на войне». Эта книга интересна тем, что написана человеком, только что выпущенным из морского корпуса в 1904 году. Есть книга Гаральда Карловича Графа «Моряки. Очерки из жизни морских офицеров», она на ту же тему, но содержит другой взгляд, потому что Туманов шёл на самом знаменитом эскадренном броненосце «Орёл», который вынужден был сдаться после тяжелейшего боя, то Граф, хотя и был морским офицером, служил на транспорте «Иртыш», а не на боевом корабле. Есть книга Владимира Костенко «На «Орле» в Цусиме», правда, надо делать скидку на то, что он был в тот момент уже профессиональным революционером. В общем, книги есть, но читать их надо с оглядкой и вдумчиво. Вообще мемуары, как учат на истфаках, представляют из себя самый сложный источник, потому что человек пишет с точки зрения своего «я», в меру своего понимания. Но если их сравнивать, анализировать, сопоставлять с документами, то можно получить вполне достоверную картину.
Проблема заключается в том, что молодёжь надо всё-таки направлять, подкладывать ей эти книги, распространять их. Кроме того, книги по истории отличаются от других книг тем, что над ними приходится много думать. Конечно, проще прочитать какой-нибудь простенький детективчик, чем историческую монографию. Сейчас российскую историю переписывают кто как хочет, обращаются с ней фривольно. Но, по большому счёту, если мы читаем того же самого академика Фоменко, который, не будучи историком, что-то там выдумывает, значит, мы сами этого хотим. Вот и надо приучать людей думать, надо, чтобы они стремились докопаться до истины, хотели знать правду о своей стране и своих корнях. Фото: пресс-служба ЦЭРС. |