АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Русско-японская война: детали. Последняя война Верещагина
09.10.2015
Среди верещагинских картин немало великолепных портретов и пейзажей. «Обращать внимание только на одни военные картины Верещагина – огромная ошибка, огромное заблуждение и односторонность», – утверждал художественный критик Владимир Стасов. Сам же художник неоднократно упоминал, насколько тяжела была для него работа с военной тематикой, насколько близко к сердцу он принимает боль и горе военной действительности. После работы над «батальными» произведениями художнику требовалось переключение на другие темы: так он приходил в себя и восстанавливал силы. Знакомство с предвоенной Японией Верещагин рисует храмы, природу, людей, собирает коллекцию предметов домашнего обихода, покупает сувениры. Художник считает, что впечатление о стране можно передать только «полифонически», т.е. показывая разные ракурсы и стороны повседневной жизни. Верещагин рассчитывал пробыть в Японии полгода, а потом вернуться в Россию, закончить серию картин на основе десятков сделанных набросков и этюдов, написать о Японии книгу. Однако сложилось иначе: в связи с резким ухудшением российско-японских отношений работники посольства посоветовали художнику покинуть Японию. После трёхмесячного пребывания в стране своей мечты Верещагин сел на последний гражданский пароход, направляющийся во Владивосток. Снова войнаВ конце ноября 1903 года Василий Верещагин вернулся домой, в январе 1904 года Япония объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией, а в феврале 1904 года японский флот без объявления войны атаковал корабли, стоявшие в Порт-Артуре. В заметках Верещагина о Японии, которые начинают публиковать российские газеты, много говорится о японском характере, грамотности, организованности. Художника смущало легкомысленное отношение к войне, сложившееся в обществе. Он понимал, что противник хорошо подготовлен, а потому война станет тяжёлой. Да, Верещагин снова собрался на войну. Ещё до начала военных действий Верещагин написал письмо главкому русской армии и флота Куропаткину с просьбой разрешить ему попасть на фронт, «если дело дойдёт до драки», а потом и съездил из Москвы в Петербург для личной встречи с главнокомандующим. Художнику было уже 62 года, он отлично понимал, что присутствие наблюдателя на поле боя ничем не поможет русской армии, но стремился попасть на передовую и своими глазами увидеть развитие событий. «Бедствие человеческое снова воспрянуло. Зверь поднял свою голову опять, и какой это теперь зверь», – так охарактеризовал события художник в одном из личных писем. Разрешение было получено. 22 февраля (12 марта) Верещагин, прикомандированный к штабу адмирала Макарова, вновь отправился в Японию. Последнее письмо Верещагина жене датировано 30 марта 1904 года: «Сейчас еду на адмиральский корабль «Петропавловск», с которого вот уже три ночи ездил на сторожевое судно встречать брандер, но без успеха. Хочу поехать и сегодня. Вчера выходили в море, но неприятеля не видели. Я подбиваю Макарова пойти подальше, но не знаю, согласится ли». Утром 31 марта «Петропавловск» был взорван японцами и стремительно затонул. Из 650 человек экипажа спаслись лишь несколько десятков. Адмирала Макарова и художника Василия Верещагина среди них не было. Чудом уцелевший капитан первого ранга Н. М. Яковлев впоследствии вспоминал, что буквально за несколько секунд до взрыва «Петропавловска» видел Верещагина, делающего спешные зарисовки в полевом альбоме. ПамятьНекрологи о гибели художника опубликовали крупнейшие российские газеты. «Макарова оплакивает вся Россия; Верещагина оплакивает весь мир», – написали «Санкт-Петербургские ведомости». Публиковались некрологи и в Японии. Писатель Накадзато Кайдзан сравнил Верещагина с Львом Толстым: «Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны и сам пал её жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Мы завидуем России, где живёт Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем ещё раз не почувствовать к этой стране уважения и почтения». Осенью 1904 года в Петербурге прошла большая выставка картин Василия Верещагина, а в 1914 году в Николаеве был открыт музей его имени. При подготовке публикации были использованы отрывки из книг: А.Кудря «Верещагин» («Молодая гвардия», 2010 год. Серия ЖЗЛ), А.Иванов «В.В.Верещагин в преддверии русско-японской войны» (Череповец, 2006). Иллюстрации: картины В.В.Верещагина «Апофеоз войны», «Японский священник», «Японка», «Прогулка в лодке», «Побеждённые. Панихида»; Е.И. Столица «Вице-адмирал Макаров и художник Верещагин в Порт-Артуре». |