АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
Армен Гаспарян: «Историю нужно популяризировать»
23.05.2016
Ваша книга «Крах великой империи» стала бестселлером, издательство срочно допечатывает дополнительный тираж. Чем вы это объясняете? Внятного объяснения, почему книга «Крах великой империи» стала бестселлером, у меня нет. На моей памяти исторические книги вообще крайне редко становятся продуктом массового потребления. За последние лет, наверное, восемь — это только книга Владимира Ростиславовича Мединского «Война. Мифы СССР. 1939-1945». Российская история до сих пор не отошла от удара, который ей нанесла свистопляска в девяностых и двухтысячных годах.
История – это наука или более широкая категория? Если наука, то почему она волнует такое большое количество людей, не только профессиональных учёных? Почему бы просто не опубликовать архивы для тех, кто интересуется? Зачем нужна популяризация истории? Существует ли связь истории с политикой, идеологией? Связь прямая. Судя по тому, что происходит в странах Восточной Европы и ряде бывших республик Советского Союза, история сейчас никого не интересует. Всех интересует политика. Соответственно, историю начинают подгонять под политические взгляды, а политические взгляды – это идеология. Мы должны это учитывать. Это не означает, что мы должны действовать ровно точно так же. Но держать это в уме, конечно, нужно. Необходимо давать ответы на вызовы, которые перед нами стоят, и не разделять политику, историю и идеологию. К сожалению, нас с вами столкнули вот на это поле, и играть теперь приходится по этим правилам. Мы многие годы пытались говорить о том, что историю надо оставить историкам, научному сообществу. Но всякий раз мы с вами натыкались на то, что история становится предметом подлейших политических спекуляций и гнуснейших инсинуаций. У немцев есть хорошая поговорка: Германию надо посадить в седло, дальше она поскачет сама. Так и здесь. Я считаю, что пора перестать быть страусами, которые в ужасе прячут головы. Если нас с вами вынуждают давать ответы на эти вопросы, надо их давать. Нам нечего скрывать, мы абсолютно открыты с этой точки зрения. И у нас есть право победителей во Второй мировой войне давать адекватные, честные и принципиальные ответы. Каковы критерии качества для научно-популярных продуктов, связанных с историей? Сегодня книгу по истории может написать и издать любой желающий. Но ведь каждый автор так или иначе привносит своё видение, делает свои выводы. Как обывателю отличить качественную книгу по истории от откровенных фальсификаций? Представьте: выходит непонятного вида человек, заявляет, что 2х2=5, и признанные академики начинают на полном серьёзе ему оппонировать. В точных науках такое невозможно, на странные «авторские» теории просто не обратят внимания. Стоит ли пытаться противостоять искажённым трактовкам исторических событий, откровенным фальсификациям? Конечно, стоит. Если мы этого не сделаем, у нас с вами повторится ситуация девяностых годов, когда мы испытывали громадные сложности именно на этом поле. Тогда расцвёл пышным цветом Владимир Богданович Резун, он же Виктор Суворов, тогда странные авторы написали кучу макулатуры и заполонили книжные магазины. В результате у целого поколения оказались извращённые представления об отечественной истории, и до сих пор этим многие пользуются. Поэтому ответ очень прост: с фальсификациями надо бороться на научном, публицистическом, экспертном и даже на политическом уровне. Фальсификации недопустимы. День Победы отпраздновали две недели назад, а на вашей фотографии в твиттере до сих пор остаётся георгиевская ленточка. Почему? Акцию «Бессмертный полк» в разных общественных кругах интерпретируют очень по-разному – от «культа мёртвых» до «национальной идеи». Как вы к ней относитесь? Человек, который назвал эту акцию «культом мёртвых», подлец. Он плюнул на могилы всех фронтовиков. «Бессмертный полк» – это не культ мёртвых, это культ нашей с вами генетической памяти. Нет ни одной семьи, откуда люди бы не ушли на фронт. Мы заплатили двадцать семь миллионов бесценных человеческих жизней за победу в той войне. Мы помним своих героев. И это один объединяющий стержень для всех народов нашей страны. Когда в Москве выходят семьсот тысяч человек – это очень показательно. И сколько ещё не смогло прийти в силу ряда причин! Так что нет никакого марша мёртвых. Есть марш нашей памяти, нашей благодарности и нашей преданности собственной истории на государственном, политическом и семейном уровне. Мне даже кажется, что семейный уровень превалирует. Идея издания книги «История, рассказанная народом», над которой мы работаем, возникла как раз после акции «Бессмертный полк». В книге будут собраны фотографии и краткие сведения о солдатах Великой Отечественной войны, которые может прислать любой желающий. По количеству откликов мы чувствуем, насколько эта идея поимённого упоминания, поминовения своих предков близка нашим согражданам, ведь это идёт от русских традиций. Ваш прогноз – «Бессмертный полк» через 10 лет будет таким же массовым? День Победы – действительно всенародный праздник. Я думаю, что Бессмертный полк будет с каждым годом становиться всё более и более массовым. Это мне чем-то напоминает всенародные крестные ходы, которые были в девятнадцатом веке, в начале двадцатого. Можно считать это нашей русской традицией, объединяющей культурный срез, социологический, религиозный и так далее. То, что нам пытались вдолбить в 1990-е годы, – путь в никуда. Мы воскрешаем традиции, вспоминаем, что мы не просто Иваны, родства не помнящие. У нас есть прошлое, мы его знаем и гордимся им. Издательским центром ИНЭС и Центром экономического развития и сертификации начата работа над очередной книгой серии «Военная история Российского государства». В книге под рабочим названием «История, рассказанная народом» будет представлено изложение биографических материалов об участниках Великой Отечественной войны на основе документов из семейных архивов. Об условиях участия в проекте можно узнать на сайте istorianaroda.ru. |