АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
|
«28 панфиловцев»: про кино и народ
30.11.2016
75-летие битвы под Москвой было отмечено целым рядом событий: реконструкцией легендарного военного парада на Красной площади 7 ноября, выставкой «Война и мифы» в Манеже, восстановлением мемориала на месте гибели Зои Космодемьянской в подмосковном Петрищево…. Российское военно-историческое общество (РВИО) и его партнёры развернули настолько активную и разнообразную деятельность, что не заметить её не мог никто, каких бы взглядов ни придерживался и каковы бы ни были его интеллектуальные и эстетические предпочтения. Что ж, основная задача решена: о событиях семидесятипятилетней давности вспоминает в эти дни без преувеличения вся страна. А уж кто как реагирует – вопрос, связанный с воспитанием, образованием, наличием совести и ещё чего-то неуловимого, что делает отдельных людей единым народом. Самым «взрывным» событием, приуроченным к 75-летию сражения под Москвой, стал показ в кинотеатрах страны фильма «28 панфиловцев». Этот фильм вызывал ожесточённые споры ещё задолго до выхода на экраны. Коллектив ЦЭРС, неравнодушный к российской военной истории, конечно же, не мог остаться в стороне: мы все вместе сходили в кино и делимся мыслями и впечатлениями. Предмет для критики или необычный жанр?О том, почему можно и нужно экранизировать мифы, мы ещё выскажемся ниже. О тех, кто выискивает ляпы и несоответствие историческим реалиям в истории о 28 панфиловцах, говорить вообще не хочется. К тому же о мотивации этих «критиков» недавно развёрнуто рассказал в интервью нашему порталу историк и публицист Армен Гаспарян: этими людьми движет желание не докопаться до истоков, а любыми способами очернить то, что дорого большинству из нас. Немного удивило, что и некоторые из тех, кто шёл смотреть «28 панфиловцев» с позитивным настроем, оказались не готовы к восприятию фильма. Может быть, для людей постарше, воспитанным на прекрасных советских фильмах о Великой Отечественной войне – «Журавли», «Иди и смотри», «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Они сражались за Родину», «Аты-баты, шли солдаты» и десятках других, не менее прекрасных, есть, с чем сравнивать, есть планка, которую не так-то просто преодолеть. Наверное, если бы кто-то сейчас взялся экранизировать «Волоколамское шоссе» Александра Бека и сделал это талантливо, поколение, чьё детство прошло в СССР, было бы довольно. Другой вопрос, что сравнивать не нужно. Просто не нужно. «28 панфиловцев» – принципиально другое кино. Подчеркнём, что от известных приёмов, перечисленных выше, создатели фильма отказались осознанно. Единственная сюжетная линия картины – подготовка к бою и сам бой. Единственная любовная история – любовь к Родине, к своей земле. Время не порезано на лоскутки и не пропущено через шредер – ни слова ни про «что было», ни про «что будет», только про «здесь и сейчас». Фильм-впечатление, фильм-ощущение, погружение, несколько пронёсшихся мимо мгновений, видеозапись реконструкции боя, этакая панорама «битвы при Дубосеково», выполненная средствами XXI века. На вопрос, кто с кем воюет, режиссёр фильма Андрей Шальопа отвечает: «Русские против врагов». Фашисты, кстати, тоже обезличены – ни лиц, ни характеров, ни оставшихся где-то семей, просто толпы зомби, тупо прущие напролом. Наверное, создателям картины стоило как-то подготовить размякшую от легко воспринимаемых фильмов аудиторию. А может быть, расчёт был на то, что вряд ли кто-то сможет без эмоций смотреть, как наши солдаты ценой своих жизней останавливают вражеские танки на подступах к Москве – сердцу нашей Родины. Достоверность как почерк Поразительно, но диалоги между героями звучат именно легко – без пафоса, без надрыва, очень естественно, именно так, как наверняка разговаривали настоящие участники боя в ноябре 1941 года. Диалогов, надо сказать, в картине немного, но создателям фильма удалось вместить всё, что они собирались – и дружбу народов, и ощущение единой для всех родины, и фронтовые байки. Тот факт, что кино художественное, позволило режиссёру допустить «намеренные ляпы», которые уже кинулись обсуждать критики: герои фильма пересказывают друг другу сюжеты «Великолепной семёрки» и «Семи самураев», в то время как эти фильмы появились заметно позже, чем закончилась война. Есть в фильме и отсыл к «300 спартанцам», и несколько «приветов» оппонентам, ополчившимся на рождение мифов и легенд из военных сводок («Сколько мы танков-то подбили, штук 50? – Ну, для внуков можно и побольше сбрехать, а для фрицев и четырнадцати хватит»), и обоснование необходимости моральной поддержки бойцов («Если знаешь, что где-то наши наступают, так оно и обороняться – совсем другое дело»). Кстати, этот мотив – не умирать за Родину, а биться за Родину – звучит в фильме далеко не один раз. «Не надо насмерть, надо намертво», – повторяет комбат. «Ты умрёшь, а кто за тебя воевать будет?» – звучит в другом эпизоде. Ну, слова про «Москву за нами» и про единый русский народ («Народ – это люди, которые хотят говорить на одном языке и жить на одной земле»), пожалуй, самые ожидаемые в этом фильме, оттого и воспринимаются как сами собой разумеющиеся. А вот переживания солдатика о том, как же потом сложно вспахивать будет изрытую снарядами землю, невозможно пронзительны, как всякая верно подмеченная деталь. Все они – те, кто оказался под танками осенью 1941 года – делают то, к чему непривычны, что им не присуще и чуждо. Делают просто потому, что нужно, потому что выбора нет. Деловито, размеренно, без истерик и пафоса: «Никто не геройствует, спокойно жжём танки». Спокойный такой, закономерный, осознанный подвиг. Война, мифы и… кино «Человек, имеющий ложные представления об истории, легко управляем. Подмена истории страшна тем, что она приводит к потере корней и дезориентации, лишает человека возможности думать. Сегодня наша задача – противодействовать фальсификации истории и рассказывать правду», – говорит исполнительный директор РВИО Владислав Кононов. «Конечной целью фальсификации истории и всех тех, кто ставит под сомнение подвиг нашего народа, в том числе подвиг 28 панфиловцев под Москвой, является расчленение страны, лишение нас территорий и суверенитета. Потому что только так, поселив в сердце вирус неверия, поселив презрение к своей истории и к своим отцам можно разрушить страну. Через это мы уже прошли в 1991 году», – считает председатель РВИО Владимир Мединский. «А история подвига 28 панфиловцев – разве не миф? – спросит придирчивый читатель. – Если мы боремся с мифами, зачем же было один из мифов экранизировать?» Действительно, уже много лет историки спорят о точном количестве подбитых танков и погибших советских воинов. Однако факт остаётся фактом: в ноябре 1941 года в бою на подступах к Москве советские солдаты остановили фашистские танки. Если кого-то интересуют подробности, для этого есть архивы и библиотеки. Но отрицать очевидное не получится, подвиг советских солдат под Дубосеково – был, и российские граждане хотят его помнить и гордиться им. Иначе не собрали бы десятки тысяч совершенно разных людей столько денег: 35 миллионов рублей – небывалая сумма для «народного» фильма. Что такое «народный фильм»? В бегущих по экрану титрах все города, все национальности, все слои общества. Мы – одна нация. И те, кто защищал Москву 75 лет назад, и те, кто поучаствовал в создании фильма об их подвиге. Видимо, это и называется словом «народ». Говорят, у фильма «28 панфиловцев» есть все шансы собрать после показа в кино сумму, превышающую бюджет картины. Если это окажется так – прокатчики и кинопроизводители, возможно, наконец, призадумаются, какое кино на самом деле хотят видеть в кинотеатрах российские граждане. Это значит, что «народных» фильмов, качественных и умных, будет больше. Фото: пресс-служба РВИО, пресс-служба ЦЭРС. |