Помочь проекту

АНДРЕЙ БОГАТЫРЕВ, СОШ №74, КЕМЕРОВО:

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
Тел.: (495) 783-04-06
Е-mail: kniga@istorianaroda.ru



Наша группа ВКонтакте:
Наша группа ВКОНТАКТЕ

Первая мировая война: детали. Брат Пьеро

<< Все новости

09.07.2014

Первая мировая война, начавшаяся сто лет назад, перекроила карту мира и повлияла на судьбу человечества, до сих пор пожинающего геополитические плоды тех страшных событий. Но если сузить взгляд и сфокусироваться на деталях, сквозь крушение государств и экономических устоев проступают судьбы людей, штрихи к портретам которых дорисованы Великой войной.

Уже в начале войны московские казённые госпитали были переполнены ранеными. И состоятельные люди не остались в стороне от призывов земства, открывая на личные средства больницы для раненых. Купеческая дочь Мария Саввишна Морозова организовала санитарный поезд №68, начальником которого стал граф Никита Толстой. В состав медицинского персонала поезда вошёл Александр Николаевич Вертинский, записавшийся санитаром под именем Брата Пьеро.

Из воспоминаний А.Н.Вертинского:
«Работы было много. Мы часто не имели даже времени поесть. Людей тогда не щадили на войне. Целые полки гибли где-то в Мазурских болотах; от блестящих гвардейских, гусарских и драгунских полков иногда оставались одни ошмётки. Бездарное командование бросало целые дивизии в безнадёжно гиблые места; скоро почти весь цвет русской императорской гвардии был истреблён.
Однажды ко мне в купе (вагоны были уже забиты до отказа) положили раненого полковника. Старший военный врач, командовавший погрузкой, сказал мне:
- Возьмите его. Я не хочу, чтобы он умер у меня на пункте. А вам всё равно. Дальше Пскова он не дотянет. Сбросьте его по дороге.
- А что у него?
- Пуля около сердца. Не смогли вынуть – инструментов нет. Ясно? Он так или иначе умрёт. Возьмите. А там сбросите…
Не понравилось мне всё это: как так – сбросить? Почему умрёт? Как же так? Это же человеческая жизнь. И вот, едва поезд тронулся, я положил полковника на перевязочный стол...»

Александр Николаевич вспомнил о длинных тонких щипцах, самовольно купленных им в магазине хирургических инструментов исключительно из-за понравившегося «декадентского» вида, отыскал их, продезинфицировал инструмент и... извлёк  пулю. В поезде хирургам запрещалось делать операции, но полковнику повезло: его прооперировал санитар – Брат Пьеро.

В санитарном поезде велась книга, куда записывалась каждая перевязка. К концу службы на счету Вертинского их значилось более 35 тысяч.

Фото: Wikipedia

Приведена цитата из книги "Александр Вертинский. Дорогой длинною..." (М.: Астрель, 2012).

См. также:
Первая мировая война: детали. Санитарный отряд княгини Трубецкой
Первая мировая война: детали. Повесть о настоящем человеке
Первая мировая война: детали. Поэтом можешь ты не быть…
Первая мировая война: детали. Первый Георгиевский кавалер Козьма Крючков